«Вивариум»: Проклятый новый дом

Ефим Гугнин,

Вивариум / Vivarium
Режиссер: Лоркан Финнеган
В главных ролях: Имоджен Путс, Джесси Айзенберг, Сенан Дженнингс, Инна Хардвик, Джонатан Арис
Дата выхода в России: 17 сентября на видеосервисе Wink.

Джемма (Имоджен Путс) и Том (Джесси Айзенберг) — молодая и не слишком обеспеченная пара, которая планирует съехаться. Для этого влюбленные обращаются в риэлторскую компанию, где странный мужчина предлагает им прокатиться в только что отстроенный микрорайон с удивительно доступными ценами на жилье. Приехав туда, Джемма и Том оказываются в лабиринте из совершенно одинаковых домов и улиц, где риэлтор их благополучно и оставляет. Выбраться оттуда, кажется, невозможно, и даже разрушить дом не получается. Зато пара получает в коробке маленького ребенка, которого нужно вырастить в обмен на свободу.

Часто проблема высококонцептуальных фильмов заключается в том, что их авторы приравнивают, собственно, «концепт» и «драматургию», наивно полагая, что яркая идея в основе сценария уже делает его интересным и выразительным. Это особенно заметно в фильмах, которые выросли из короткометражного кино, — скажем, в «Возврате» или «Скине». На короткой дистанции история-анекдот (не в прямом смысле, она может быть и не смешной совсем) — это приемлемо и работает, на длинной же концепт, как ни крути, выдыхается, а драматургические пробелы уж слишком легко и удобно заполнить мелодраматическими трюизмами.


Lionsgate

«Вивариум» хоть из короткого кино и не вырос, но отчасти тоже страдает от сходной проблемы. Основополагающий концепт здесь реализуется еще в первом акте — молодая пара приезжает в типовой пригород, а он оказывается с сюрпризом — и дальше, по сути, развиваться ему некуда. От общего фильм быстро переходит к частному, холодным и болезненным сценам из супружеской жизни двух людей, которые застряли друг с другом и нежеланным ребенком в одном доме. Как говорил герой другого, чуть более успешного фильма-анекдота: «Это все так метафорично».

Понятно, что для Финнегана вся его история — одна большая аллюзия на семейную жизнь в принципе. Иногда эта параллель в «Вивариуме» остроумна, чаще — навязчивая и лобовая: герой Айзенберга, например, начинает копать огромную яму просто потому что ему нужно чем-то заниматься.


IMDB

Режиссеру в целом интереснее развивать идею эстетически, чем нарративно, и это, наверное, легко объяснить тем, что в списке референсов у него первое место занимают картины Рене Магритта, а не, допустим, Бергман (а еще биологический факт о кукушках, о котором Финнеган почему-то узнал только под 40). «Вивариум» очень точно транслирует страх перед неправдоподобно обыденным, душаще типичным, сюрреалистично простым, но чем дальше он идет, тем больше эта его единственная нота превращается в фоновый шум. В одной сцене, правда, фильм уходит от Магритта куда-то в сторону Сальвадора Дали — и ярко показывает тот путь, по которому картина могла бы пойти, если б хватило Финнегану смелости и, наверное, нерва.