«Удовольствие» Ниньи Тюберг: порно как зеркало общества

Tamara Khodova,

Удовольствие / Pleasure
Режиссерка: Нинья Тюберг
В главных ролях: София Каппель, Зельда Моррисон, Эвелин Клэр, Крис Кок
Дата премьеры в РФ: 23 февраля 2022, «Артхаус»

В конце февраля в кино вышел дебютный фильм «Удовольствие» шведской режиссерки Ниньи Тюберг. Картину должны были показать на Каннском фестивале в 2020 году, который отменили из-за ковида. В итоге фильм перекочевал на «Сандэнс-2021» и спустя год наконец-то открылся в кинотеатрах.

Девушка в яркой меховой куртке проходит пограничный контроль в аэропорту Лос-Анджелесе. На вопрос пограничника, какова цель ее поездки в США — работа или удовольствие — девушка без тени сомнения выбирает второе.19-летняя Линнея из маленького шведского городка приехала на фабрику грез, чтобы стать знаменитой порно-звездой, и отчасти она права — для зрителей порно ассоциируется исключительно с удовольствием. Однако, как скоро придется удостовериться наивной героине, для большинства участников процесса по ту сторону камеры порно — тяжелая и унизительная работа.

PLEASURE_-Plattform-Produktion_2-ALT2-2000-2000-1125-1125-crop-fill

Во время первых же съемок девушка усомнится в своей решительности, но заботливый режиссер никогда не даст своим актрисам потерять силу духа, подбадривая ее словами: «Ты должна преодолеть это, но я на тебя не давлю». Каждые новые съемки Линнее придется преодолевать все больше и больше, а уговоры режиссеров и коллег-мужчин по площадке будут все более настойчивыми. Героиня возьмет себе псевдоним «Белла Черри», найдет себе менеджера, жилье и подругу — бойкую и более опытную Джой (Зельда Моррисон) — но будет мечтать, конечно же, о большем. В планах целеустремленной Беллы Черри стать одной из звезд самого успешного порно-продюсера Лос-Анджелеса Марка Спиглера (играет самого себя). В «Удовольствии» вообще можно встретить много знакомых лиц, если вы, конечно, увлечены порно также, как режиссерка.

95e6158390c6b0371d1b18c04dac36b2c94218a7

Нинья Тюберг изучала порноиндустрию на протяжении многих лет. Ее короткометражка, которая легла в основу «Удовольствия», выиграла главный приз Недели кинокритики в Канне еще в 2013 году. По словам режиссерки, она хотела создать беспристрастный анализ индустрии и подошла к фильму «с точки зрения антрополога». Взгляд в «Удовольствии» действительно максимально нейтрален и безжалостен как по отношению к героине, так и ее мучителям. Несмотря на обилие откровенных сцен, (в какой-то момент весь экран займет бритая вульва, хотя в данном вопросе первенство все-таки держит первый кадр «Двуличного любовника» Оливье Ассайяса), фильм намеренно выглядит пластиковым и искусственным, так же как и объект его изучения. Холодность Тюберг можно сравнить со «Стыдом» Стива Маккуина, где оргия больше похожа на перформанс в Музее современного искусства.

Невероятная ценность фильма Тюберг состоит в том, что он не идет по легкому пути и не превращает «Удовольствие» в пылающую праведным гневом агитку о том, что погрязшая в патриархате порноиндустрия — это плохо (хотя, безусловно, это так). Фильм не делит героев на правых и виноватых. По мнению Тюберг, виноваты абсолютно все. И дело не только в патриархате, но и в идеях современного феминизма — выпущенные в естественную среду они извращаются и теряют человеческий облик. Так, пресловутую «girl power» каждый трактует по-своему. Мужчины используют аргумент «ты сильная, ты все сможешь», чтобы подчинить и не сорвать сроки производства, а женщины убеждены, что им нужно быть сильными там, откуда лучше сбежать и не оглядываться.

Эту опасную двусмысленность Тюберг демонстрирует на примере разговора Линнеи с мамой, которая в момент слабости, сама того не зная, пытается уговорить дочь продолжить карьеру в порноиндустрии и использует примерно те же слова — «ты сильная, ты все сможешь». Режиccерка не испытывает иллюзий и по поводу главной героини. В истории наивной провинциалки, которая попадает в большой город и постепенно превращается в монстра, мягко говоря, нет ничего нового («Шоугерлз», «Неоновый демон» или недавние «Утраченные иллюзии» по Оноре де Бальзаку). Но нет ничего более завораживающего и поучительного, чем история морального падения.

Леннея после нескольких удачных съемок и работы с режиссеркой, специализирующейся на БДСМ, приобретает ложную уверенность в своих силах. Небольшой этюд, в котором режиссерка ободряет девушку не для того, чтобы что-то от нее получить, а потому что искренне заботится о ней, можно посчитать одним единственным примером здоровой и позитивной атмосферы на съемках порно. Но длится это недолго — Линнея возвращается в мир мужчин, где ободряющие речи произносятся только для того, чтобы потом ее унизить.
Если не можешь изменить мир вокруг себя, адаптируйся. Тюберг не стесняется своей однозначности. Героиня пожертвует дружбой и человеческим достоинством ради амбиций, и в самом конце режиссерка даже наденет на нее дилдо, чтобы нам уж точно было понятно, в кого превратилась Линнея. Но, получив все, чего так хотела, девушка понимает, что наградой за старания будет тотальное одиночество. Тюберг не драматизирует (это бы пошло в разрез с ее иронично реалистичным стилем) и проявляет милосердие, как к героине, так и зрителю, оставляя нам надежду. Все-таки приятно знать, что где-то она еще есть, даже если это кино.