Топ фильмов 2019 года по версии Ефима Гугнина

Ефим Гугнин,

Десятилетие — долой. Последний год декады (ну или предпоследний, если вы душнила) вышел не в пример лучше предыдущего — мест в топе решительно не хватало, многое пришлось со скрипом сердца убрать, и в секции «специальных упоминаний» теперь особенно тесно.


  1. А потом мы танцевали
    реж. Леван Акин


JustWatch

Пронзительная гей-драма о грузинском танцоре, который влюбился в своего подозрительно похожего на Данилу Козловского коллегу. Разыгранная без тени фальши и снятая со впечатляющей сноровкой: однодублевая сцена вечеринки с разворачивающейся на ней личной трагедией — возможно, лучший образец чистого режиссерского мастерства за весь год. А финальный танец, уже без всяких «возможно», — самый эмоциональный киномомент года, рвущий зрителя в клочья выплеск праведного бунта, где внутреннее сталкивается с внешним, новое с консервативным, а личностное — с национальным.


  1. Прощай, сын мой
    реж. Ван Сяошуай


film na dan

Сяошуай укладывает новейшую историю своей страны в трагедию отдельно взятой супружеской пары, у которой одного ребенка забрало государство, а второго — злой рок. Невероятной силы кино, где даже самые острые драматичные моменты показаны без пошлых приукрас: никакого грустного пианино на фоне, никаких назойливых крупных планов. Такое кино могли снять только азиаты — три часа сухих, законсервированных эмоций, которые бьют сильнее любой открытой истерики.


  1. Смерть Дика Лонга
    реж. Дэниэл Шайнерт


GQ

Не «Человек — швейцарский нож», конечно, но так тут и от Daniels'ов всего половина. Сумасшедшее и парадоксально трогательное кино о настоящей мужской дружбе, скрепленной нелепым секретом и песнями бессмертной группы Nickelback. Говнарьская рапсодия провинциальной Америки, от которой хочется то плакать, то смеяться в голос, чаще — все сразу. Выражаясь словами какого-то гения с letterboxd: а вы говорили, что нет такого понятия, как «белая культура».


  1. Оленья кожа
    реж. Квентин Дюпье


Кино ТВ

Французский гений абсурда и техно-музыки Квентин Дюпье решил разгрестись в чулане на хате и нашел куртец, который вместе с VHS-видеокодером разбудил в нем ностальгические чувства. То, что он, блин, дальше творит — это внатуре искусство.

Самый стильный фильм года и лучшая роль Жана Дюжардена со времен, наверное, рождения Жана Дюжардена. Лайфхак с заточенным об асфальт крылом вентилятора надо бы запомнить.


6. Папа, сдохни
реж. Кирилл Соколов


Screen Daily

Сюрприз года — кровавая и безудержно талантливая российская экшн-комедия, в которой Александр Кузнецов и Виталий Хаев бодро режут, бьют и стреляют друг в друга, то пародируя вестерны Леоне, то флэшбеками возвращаясь в красно-зеленый мир мелодрам Вонг Кар-Вая. Виновата во всем, конечно же, Евгения Крегжде, уморительно плохо играющая плохую актрису (но в этом, как бы, и суть). Данила, ну ты крэйзи.


5. Маяк
реж. Роберт Эггерс


Polygon

Снятый на древнюю черно-белую пленку, «Маяк» и сам выглядит как артефакт давно забытых дней, в который попросту опасно вглядываться — можно вызвать Ктулху или, не знаю, пердящего Уиллема Дефо. Самый меметичный фильм года и, возможно, самый смешной. Что?


  1. Первая любовь
    реж. Такаси Миике

Задорная экшн-комедия от главного японского безумца Такаси Миике, в которой плохие люди строят сложные многоходовочки, но их ломает простая человеческая доброта (и тупость). Фильм, с, пожалуй, самой креативной сценой в этом году и кино настолько выразительное, что ему не способны помешать даже физические ограничения нашей с вами родной вселенной: если что-то не получается, всегда можно на секундочку стать аниме.


  1. Однажды... в Голливуде
    реж. Квентин Тарантино


Reddit

Абсолютно гениальное кино о кино, ведь на самом деле это кино о кино о кино. Лучшее, что Тарантино делал в XXI веке и, по совместительству, самое нетипичное. Вместо досконально прописанной фабулы — вольный полет камеры по ламповым пейзажам Голливуда 60-х. Вместо постмодернистских референсов к любимым Квентином фильмам категории B — метамодернистское осмысление эпохи, в которой индустрия свернула куда-то не туда. Впрочем, может, и не свернула — у Тарантино кино сильнее реальности, и значит, грязные хиппи получили по заслугам, а Рик, сука, Далтон жив.


2. Паразиты
реж. Пон Джун-хо


After Credits

Пон Джун-хо — режиссер без единого промаха, и он явно намерен продолжать в том же духе. В «Паразитах» он, как и прежде, лавирует между жанрами с бешеной скоростью, то увязая в ситуационной комедии, то внезапно оказываясь на поле сумасбродного хоррор-триллера. Очень приятно, что с этим фильмом о Джун-хо наконец начали говорить из каждого угла. Очень обидно, что это не начали делать еще во времена «Воспоминаний об убийстве».


  1. Закатать в асфальт
    реж. С. Крэйг Залер


Shazoo

Эпический жанровый кинороман, трехчасовой бадди-муви, где Мел Гибсон и Винс Вон неполиткорректно уничтожают эмигрантов. У С. Крэйга Залера — режиссера, музыканта, романиста и парохода — нет ни совести, ни жалости: только он может включить в фильм персонажа любящей матери, обозначить чуть ли не главным героем и потом самым жестоким способом убить ее через 10 минут.

Причем, при всей писательской гигантомании Залера, «Закатать в асфальт» — фильм удивительно стройный, его три часа пролетают быстрее прочих полутора, а в перегруженной событиями и персонажами истории больше драйва и энергии, чем в каком-нибудь «Хоббсе и Шоу». Лучший фильм года и, с вероятностью в 85%, будущее культовое кино.


Специальное упоминание:

Детектив с пучком на голове / Top Knot Detective, — реж. Аарон МакКанн, Доминик Пирс
Ирландец / The Irishman, — реж. Мартин Скорсезе
Искусство самообороны / The Art of Self-Defense, — реж. Райли Стернс
Форд против Феррари / Ford v Ferrari, — реж. Джеймс Мэнголд
Соловей / The Nightingale, — реж. Дженнифер Кент
Джон Уик 3 / John Wick: Chapter 3 - Parabellum, — реж. Чад Стахельски
Снегоуборщик / Cold Pursuit, — реж. Ханс Петтер Муланд
Бакурау / Bacurau, — реж. Клебер Мендонса Фильо, Жулиано Дорнель
Рокетмен / Rocketman, — реж. Декстер Флэтчер
Семь пьяниц, — реж. Сергей Кузнецов