«Tomb Raider: Лара Крофт»

Ефим Гугнин,

Tomb Raider: Лара Крофт / Tomb Raider
Режиссер: Роар Утхауг
В главных ролях: Алисия Викандер, Доминик Уэст, Дэниел Ву, Уолтон Гоггинс, Ник Фрост
Дата премьеры в РФ: 15 марта 2018

Лара Крофт (Алисия Викандер) — представительница древней и богатой семьи аристократов. Правда, по ней этого не скажешь, поскольку девушка живет в маленькой лондонской квартирке и подрабатывает курьером. Дело в том, что для обретения огромного наследства отца (Доминик Уэст), пропавшего семь лет назад, ей надо официально признать его мертвым. Лара же не теряет надежд отыскать папу.

В один прекрасный день в ее руки наконец-то попадает подсказка о местонахождении Ричарда Крофта. Девушка без лишних раздумий отправляется в путешествие на затерянный остров Яматай, где, по легенде, погребена кровожадная японская царица Химико, которая могла убивать одним лишь прикосновением пальца. Ее силу теперь хочет получить некая секретная и очень зловещая организация «Тринити», и помешать ей, конечно же, может только Лара Крофт.

Складывается ощущение, что развитие жанра экшн-фильмов для режиссера Роара Утхауга остановилось где-то в начале нулевых — то есть именно тогда, когда вышла самая первая «Лара Крофт» с Джоли. Но при том, что Tomb Raider не уступает своему предшественнику в плане глупости, в нем отсутствует хоть какой-то намек на веселье. На фоне милой нелепости «Расхитительницы гробниц» 2001 года с ее навязчивыми слоу-мо эффектами и бегающими по стенам людьми новая версия выглядит до ужаса невыразительной (смешную аналогию с исполнительницами главных ролей придумайте сами).

Как и игровой перезапуск пятилетней давности, фильм старается отойти от сумасбродного прошлого серии и сконцентрироваться на образе центральной героини: рассказать, как она, пройдя через нечеловеческие испытания и боль, стала той самой Ларой Крофт. Но после невероятно длинной и муторной экспозиции, из которой мы узнаем, что Лара, оказывается, смелая девушка, а отец у нее — путешественник (no shit), Утхауг отбрасывает свои намерения и резво переводит картину в область «копий Индианы Джонса, которые не смогли». Весь второй и третий акт Tomb Raider напоминает очередную часть какого-нибудь «Библиотекаря», где все вроде бы выполнено по лекалам шедевра Спилберга, но с абсолютным непониманием того, что делало истории об отважном археологе такими интересными.

Загадки, смертельные ловушки, могущественные тайные организации и сюжет, завязанный на мифологии, — это, конечно, хорошо. Но когда решения загадок остаются понятными лишь самим героям, ловушки служат инструментом для очередного скримера, члены тайных организаций ведут себя, как полнейшие идиоты, а вся мифичность объясняется псевдонаучными домыслами — нет уж, извините, мы вам перезвоним.

Но, надо признать, фильм временами бывает очень уморительным: отчасти благодаря нелепому монтажу, отчасти из-за диалогов, заставляющих поверить, что Рианна Пратчетт (далеко не выдающийся сценарист первоисточника) — еще не самый худший вариант. Кульминацией этого cringe-fest'а можно смело считать сцену, где два героя — положительный и отрицательный — буквально начинают игру «Выдай наиболее штампованную фразу». По очереди, будто повинуясь только им известным правилам, они кричат Ларе: «Лучше убить одного человека, но спасти миллионы!», «Ты ведь не веришь во всю эту магическую чушь!», «Убей его, или погибнут все!» и прочее в подобном духе. И глядя на то, как оскароносная актриса с серьезным выражением лица пытается выбрать, кто из этой пары одноклеточных персонажей прав, сложно не процитировать героя одного очень известного графического романа. It's a joke, it's all a joke.