«Море соблазна»: Если б море было Нолан

Ефим Гугнин,

Море соблазна / Serenity
Режиссер: Стивен Найт
В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джейсон Кларк, Дайан Лэйн, Джереми Стронг, Джимон Хонсу
Дата премьеры в РФ: 24 января

Нелюдимый моряк Бэйкер Дилл (Мэттью МакКонахи) живет на острове Плимут, затерянном где-то посреди Атлантического (может, и Тихого) океана. Когда-то давно он был другим человеком: счастливым семьянином с женой и сыном, но после войны в Ираке оказался никому не нужен. Теперь его жизнь — типичная курортная рутина, а все мечты сосредоточены на поимке одной конкретной рыбы. Но прошлое настигает Бэйкера в лице покинувшей его жены (Энн Хэтэуэй), которая привозит с собой на курорт нового избраннника, гангстера Фрэнка (Джейсон Кларк). Бывшая предлагает Бэйкеру огромные деньги, лишь бы он убил ее жестокого супруга. Дилл встает перед нелегким моральным выбором.

Сложно понять, зачем Стивену Найту — мастеровитому британскому сценаристу, всегда державшему себя в рамках жанров (и приличий) — понадобилось снять настолько странный фильм. Возможно, его внезапно настиг кризис среднего возраста или еще какое навязчивое состояние, и он решил наконец полностью реализовать свои творческие амбиции — все разом, чтобы зря времени не терять. В итоге Найт придумал, написал и снял приключенческий фильм, который на самом деле криминально-эротический триллер, который на самом деле тропический неонуар о ПТСР, который на самом деле концептуальная научно-фантастическая драма о границах сознания и вторичной реальности. А может, описывая замысел картины продюсерам, Найт всего-то руководствовался методом Майкла Скотта из «Офиса»: «Иногда я начинаю предложение и не знаю, как его закончу».

Впрочем, вся сюжетная эклектика появляется в «Море соблазна» лишь во второй половине — тогда, когда большинство зрителей уже либо ушло (как вариант: уснуло), либо находится в таком глубоком трансе от монтажа в духе клипов Кендрика Ламара, что их уже мало чем удивишь. До этого здесь проходит региональный кастинг шоу «Последний герой», где троица приличных артистов играет гиперболизированные версии самих себя из прошлых фильмов. Хэтэуэй страдальчески страдает, Джейсон Кларк очень злой, а МакКонахи с видом пропитого философа пьет, трахается и красиво плавает — в общем, репетирует перед «Пляжным бездельником» Хармони Корина.

Такое милое безобразие длится минут сорок, и все это время Найт не забывает откровенно намекать, что, мол, вот-вот дальше начнется что-то совсем иное: постоянно вспоминает про Ирак, тыкает в лицом подозрительным героем Джереми Стронга, который явно что-то знает. Еще раз десять за фильм Мэттью проедет сквозь кукурузные поля — чтобы ни у кого точно не оставалось сомнений, откуда черпает вдохновение режиссер и к чему он в итоге придет. Правда, даже с такими слагаемыми судьбоносный твист оказывается вполне любопытным: по крайней мере, он довольно остроумно оправдывает несуразность первой половины (хотя некоторые вопросы остаются, особенно к монтажу).

Однако для жанрового кино «Море соблазна» не хватает четкой структуры, а для полноценной фантасмагории — сновидческой иррациональности. Найт слишком заигрывается с концептом — почти как другой Найт, который Шьямалан — забывая, что логику сна мало объявить логикой сна. Желательно еще показать, в чем она заключается. Да, его «Лок» тоже был концептуальным, но там фильм работал только с текстом — и с этим у Найта проблем нет совершенно. А вот когда в дело идет подтекст, режиссер теряется, пытается все слишком приземлить, либо ударяется в какую-то пошлость с распадающимся на части небом.