«Первому игроку приготовиться»: Catch Me If You Can

Ефим Гугнин,

Первому игроку приготовиться / Ready Player One
Режиссер: Стивен Спилберг
В главных ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Марк Райлэнс, Бен Мендельсон, Саймон Пегг, ТиДжей Миллер, Лина Уэйте, Кае Юкава, Уин Морисаки
Дата премьеры в РФ: 29 марта 2018

2045 год. Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) живет в Коламбусе — самом быстрорастущем городе мира. Как и большинство окружающих, Уэйд прячется от царящей вокруг разрухи в глобальной многопользовательской игре OASIS, где каждый может стать кем угодно — хоть Битлджусом, хоть Фредди Крюггером, хоть Стальным Гигантом. Несколько лет тому назад амбициозный создатель игры Джеймс Холлидэй (Марк Райлэнс) умер, но перед смертью оставил весьма своеобразное завещание: он готов отдать всю свою компанию
тому, кто первым найдет скрытое «пасхальное яйцо».

Уэйд с тех пор находится в постоянных поисках награды, как и тысячи других «пас-хантеров». Также за «яйцом» открывает охоту конкурирующая с Холлидэем компания IOI во главе с не очень умным, но крайне жадным до денег человеком по имени, внимание, Нолан (Бен Мендельсон), который хочет превратить OASIS в деньговыжималку с микротранзакциями и рекламой на полэкрана. Правда, за все эти годы ни «пас-хантеры», ни «шестерки» IOI к победе не приблизились ни на шаг. Дело сдвигается с мертвой точки только когда Уэйд встречает таинственную девушку с ником Артемида (Оливия Кук), ненароком дающую ему подсказку к решению одной из многочисленных загадок Холлидэя.

Пока режиссеры-ретрограды вроде Джей Джей Абрамса предаются ностальгии по восьмидесятым и грезят о возрождении того самого «духа приключений», Стивен Спилберг идет дальше и снимает сверхсовременный развлекательный фильм, легко обыгрывая последователей на их же поле. «Первому игроку приготовиться» — не просто гиковское кино, оно, простите, метагиковское: сам мир здесь построен вокруг любви к поп-культуре, а понимание всех отсылок становится важнейшей и, что уж там, единственной суперспособностью главных героев. Но то, что у другого превратилось бы в бессвязный парад референсов и самолюбования, Спилберг превращает в динамичное и веселое зрелище, где энергия бьет фонтаном, а харизма льет рекой.

Режиссер с удивительным пониманием относится к персонажам-подросткам и их увлечениям — видеоигры здесь в кои-то веки не вселенское зло, а лишь способ убежать от серой действительности, реализовать себя, найти друзей и единомышленников. Спилберг показывает тягу к эскапизму с трепетом, и даже когда в картине звучит очевидная мораль про то, что реальность-то все же важна, она звучит не как манифест, а скорее как легкое напоминание: мол, «игры — это замечательно, но из них иногда надо выбираться». Вряд ли создатели задумывались о подобном контексте, но на фоне растущей в последнее время истерии вокруг виртуального мира такой подход выглядит как минимум освежающе.

Конечно, не обошлось без привычных режиссеру сантиментов — ну не может он лишний раз не напомнить, как важны мир, творчество, любовь и дружба. Но там, где другой бы свалился в пошлость и банальщину, Спилберг удерживает равновесие. К тому же, он хорошо понимает, что весь этот смысловой багаж можно смело отправлять на свалку, если фильм не работает как кино развлекательное.

«Первому игроку приготовиться», к счастью, работает, да так, что затмевает все блокбастеры своей возрастной категории за последние лет пять, по крайней мере, визуально и в плане постановки. Оказывается, даже самого пресыщенного красивыми эффектами зрителя можно удивить, если за камерой стоит Януш Камински, а Industrial Light & Magic хотя бы на время перестают халтурить. Фирменные длинные планы Спилберга и его бешеная динамика наконец направлены не на разговорные политические драмы, а туда, где им самое место — в центр эпичного приключения, где каждая экшн-сцена — праздник веселья и красок, где почти все шутки бьют в цель, и нет ни одного лишнего героя.

От Тая Шеридана и милейшей Оливии Кук до короткого, но яркого появления Саймона Пегга — ни один персонаж не вставлен здесь просто так, у каждого есть своя функция и запоминающийся, колоритный образ. Даже очередная злодейская роль Бена Мендельсона не вызывает чувства дежавю, а Марк Райлэнс уже в какой раз заставляет поверить, что может сыграть вообще кого угодно — хоть «стойкого мужика», хоть зажатого гения-гика, хоть самого Папу Римского (это, к слову, ему удастся сделать в следующем проекте Спилберга).