«Королева Испании»: Да здравствует Голливуд!

Дарья Житкова,

Королева Испании / La reina de España
Режиссер: Фернандо Труэба
В главных ролях: Пенелопа Крус, Мэнди Петинкин, Кэри Элвис, Хавьер Камара
Дата премьеры в РФ: 6 апреля 2017 года

1956 год. Испания во власти Франсиско Франко, и кино там снимают соответствующее — патриотическое. Американские кинематографисты, испанская съемочная группа и приглашенная звезда испанских и американских голубых экранов Макарена Гранада (Пенелопа Крус) берутся за монументальную картину об Изабелле Кастильской. Но как это бывает при любом режиме, по ходу пьесы не обойдется без арестов, армии сопротивления и опасной любви.

Спустя практически двадцать лет Фернандо Труэба возвращается к «Девушке твоей мечты» 1998 года, ленте о съемочной группе режиссера Бласа Фонтивероса (Антонио Ресинес), приглашенной в нацистскую Германию с целью произвести одноименный фильм, но не в одной версии, а сразу в двух — на испанском и немецком языках. Революционные движения были сильны, как неукротимая Макарена, которая сопротивлялась влюбленности Геббельса и заодно хотела спасти всех евреев на площадке. Время идет, но «Королева Испании» обладает все таким же буйным нравом и теперь противостоит Франко.

Съемочная группа состоит из колоритных персонажей, которые за 18 лет практически не изменились, лишь утонченный декоратор-гей немного похудел, а гримерша устала от мужчин и переметнулась на другой берег. Шуток на эту тему здесь огромное количество, правда, выглядят они очень неловко. Понятно, что когда мы были молодыми, то чушь прекрасную несли, но проблема в том, что Труэба давно не молод, и все эти милые нелепости больше не очаровывают.

Кроме того, сюжет сильно напоминает мелкое сито, настолько много в нем несостыковок. Вне контекста фильм абсолютно теряется. Наличие миллиона сюжетных линий вполне оправдано: режиссеру хотелось показать, что произошло за столь долгий срок со всеми героями, но сюрреалистические хитросплетения в течение двухчасового хронометража не распутываются, а лишь набирают обороты хаоса, превращая «Королеву Испании» в фарс ради фарса.

Впрочем, это не значит, что картина лишена удачных моментов и по-настоящему забавных персонажей. Чего стоит, например, старый голливудский режиссер (карикатура на Джона Форда), который снимает свой 192-й фильм и в силу возраста постоянно засыпает на съемочной площадке, остроты про неореализм или камео каталонского постановщика Хуана Антонио Байоны. Ностальгия по золотому веку Голливуда обыгрывается в духе «Да здравствует Цезарь!», разве что искренней любви здесь существенно больше.

Яркая картинка в итоге делает свое дело, и ленту довольно приятно смотреть, однако здесь явно имеет место быть синдром «Астерикса и Обеликса», у которого после «Миссии Клеопатры» качество фильмов незамедлительно пошло на спад. Так и для Фернандо Туэра с его воображаемой съемочной группой время замерло, никакого развития не случилось, а былая удаль пошла на убыль. Однако, если вы очарованы Испанией и вам близка фраза одного из героев: «как будто в жизни не хватает расстройств, чтобы их потом смотреть в кино», то «Королева Испании» определенно может скрасить ваш досуг.

[Дарья Житкова

](http://cinemaholics.ru/author/daria/)