«Профайл»: Девочка, живущая в сети

Ефим Гугнин,

Профайл / Profile
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В главных ролях: Валин Кэйн, Шазад Латиф, Кристин Адамс, Амир Рахимзаде, Морган Уоткинс, Эмма Катер
Дата премьеры в РФ: 24 апреля 2018

Британская журналистка Эми Уиттакер (Валин Кейн) по заданию начальства и собственной инициативе решает разобраться, как террористы запрещенной на территории РФ организации вербуют молодых девушек в свои ряды. Для этого она создает фейковый аккаунт в фейсбуке, добавляет несколько фотографий моделей в парандже и почти сразу же связывается с вербовщиком Абу Билелом (Шазад Латиф).

Тот выходит на разговор по скайпу, и с этого момента начинаются психологические игры в шахматы. Эми нужно не только убедить Билела в искренности своих намерений, но и избежать его специфических чар, на которые повелись многие девушки до нее. А тут еще и проблемы с личной жизнью, и неоплаченные счета, и злое начальство — в общем, операция верно теряет изначальный курс.

«Профайл» появился на Берлинале будто из ниоткуда, без громких анонсов и какой-либо адекватной информации о проекте. Сомнений тогда было достаточно – мало того, что о фильме ничего не было слышно вплоть до премьеры, так еще и придуманный Бекмамбетовым формат screenlife плохо вязался с серьезными темами. Но оказалось, что этот метод — чуть ли не единственно верный для подобной истории.

После нескольких экспериментов с форматом – как удачных, так и не очень – Бекмамбетов наконец нашел тот самый сюжет, который способен убедить всех: screenlife – не просто очередная техническая игрушка. Тем более, когда форма так плотно связана с содержанием. Экран – отражение героини, всплывающие окна вместо параллельных сюжетных линий, проблемы со связью и объемом жесткого диска как главный механизм тревоги и саспенса.

Через знакомые всем иконки приложений режиссер смог показать и напряжение, и лаконичную драму, и даже сложные моральные поиски героини. Конечно, все в лоб, но иначе и не выйдет. Экран – не камера, тут мир персонажа не скрыт за мелкими деталями, говорящими взглядами и жестами. Все на виду: вот поисковая строка, вот строчки в фейсбуке, вот плейлист с музыкой, которая в обычном фильме выглядела бы вопиюще банальной. Но screenlife развязывает руки – тут не стыдно и мысли персонажа выставить наружу, и включить Creep, когда тому грустно.

Главное достоинство фильма и Бекмамбетова как режиссера – то, как он строит виртуальное пространство. Не тот абстрактный компьютерный мир, в котором обитали герои Вачовски и Кроненберга, а самый что ни на есть реальный и приземленный. Мир, в котором мы обитаем уже сейчас – зачастую больше, чем в том, что принято считать реальным.

Если в «Убрать из друзей» это выглядело скорее как эксперимент, то в «Профайле» становится очевидно: возможности screenlife и правда велики. Особенно когда это касается подобных историй, целиком завязанных на отношениях персонажей, их связи, интригах и обмане. Только через экран компьютера можно было показать душевные метания Эми – им посвящена большая часть фильма – как что-то вполне осязаемое. И пускай «Профайл» порой работает чересчур прямолинейно, да и с ритмом у него не всегда полный порядок, он дает важный толчок для всего жанра. В частности, дает поверить, что если Бекмамбетов не остынет к идее, быть может, screenlife нас еще всех неслабо удивит.