«Призрачная нить»: Голый король

Ефим Гугнин,

Phantom Thread / Призрачная нить
Режиссер: Пол Томас Андерсон
В главных ролях: Дэниел Дэй-Льюис, Вики Крипс, Лэсли Мэнвилл, Сью Кларк, Джоан Браун и др.
Дата премьеры в РФ: 15 февраля

Знаменитый кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дэй-Льюис) всегда окружен дамами из высшего общества, но ни одна из них так и не заняла его сердце. Многочисленные музы приходят и уходят, и лишь одна женщина имеет прочную позицию в его жизни — родная сестра Сирил (Лэсли Мэнвилл), совместно с которой он ведет свое дело. Но в один прекрасный день в небольшой английской деревушке, куда Вудкок приезжает отдохнуть, кутюрье встречает молодую девушку по имени Альма (Вики Крипс) и, недолго думая, забирает ее с собой в Лондон. Вскоре Альма понимает, что ей грозит стать лишь очередным минутным увлечением Рейнольдса, и твердо решает бороться за свое место в доме — как с самим Вудкоком, так и с его сестрой, от которой тот нездорово зависим.

Как и принято у Пола Томаса Андерсона, «Призрачная нить» — это кино, где сложно выделить некую фабулу, линейный сюжетный костяк, на который нанизаны все остальные элементы фильма. Вместо того, чтобы вести вас по истории с очевидно очерченными началом и концом, Андерсон предлагает зрителю взглянуть на столкновение персонажей, свободно обитающих в мире, их породившем. И потому, несмотря на обилие тем и подтекстов, «Призрачная нить» — кино вовсе не об индустрии высокой моды, не о природе гения и даже не о любви. Это картина именно про борьбу характеров, непримиримую, жестокую и беспощадную войну двух сильных личностей, из которой целым выйдет лишь один.

Но, к сожалению, в плане построения мира и образов на сей раз Андерсон оказался не так аккуратен и тонок (хотя, казалось бы, тема располагает), как в той же «Нефти», «Ночах в стиле буги» или «Мастере». Из-за этого фильм порой чувствуется слегка искусственным, он будто то и дело норовит сбить с себя весь этот лоск и превратиться в театральную постановку: богатую и прекрасно сыгранную, но не особо претендующую на кинематографичность. Конечно, быть может в этом и есть задумка Андерсона — показать таким образом пустоту и отрешенность героев, обитающих в каком-то своем, изолированном от всех пространстве и едва за всю ленту выбирающихся куда-либо еще. Вот только идея эта за все два с небольшим часа хронометража ни во что не эволюционирует и никуда не приходит, и потому смотреть за происходящим, прямо скажем, становится довольно утомительно.

Не в пользу фильма сыграло и отсутствие постоянного оператора Андерсона, Роберта Элсвита (без его участия из всех картин режиссера был снят только «Мастер»). В этот раз Пол Томас сам взялся за камеру, и, хотя в качестве оператора он далеко не безнадежен, до гения Элсвита ему все же далеко. «Призрачная нить» — высокоэстетичная и очень красивая картина, но ей явно не достает некоторой визуальной объемности, что отличала прошлые работы режиссера.

Понятно, что тема сама диктует правила игры — элитное общество Британии 50-х не подразумевает того же подхода, какого требовала грандиозная «Нефть» или искрящаяся от внутренней энергии «Ночь в стиле буги». Но, кажется, со всеми этими произнесенными вполголоса откровениями и едва уловимыми полувзглядами, которые одним махом ресниц должны рассказать о героях больше, чем десятки страниц диалогов, Андерсон все же перестарался. Конечно, соблазн у него был велик, кто не захочет снять элегантное диалоговое кино с мэтром уровня Дэниела Дэй-Льюиса — тем более, что для того это вполне может стать последним появлением на экране? Проблема лишь в том, что, с головой уйдя в своих персонажей (за что винить его, в общем-то, сложно), он словно напрочь забыл обо всем остальном. И хотя за препираниями героев Крипс и Дэй-Льюиса наблюдать крайне интересно, фильму не хватает ни сценарной глубины, ни художественной изысканности, чтобы встать в один ряд с лучшими работами режиссера.