И друг мой ноутбук: 9 фильмов для домашнего просмотра в марте

Специальное предложение для тех, кому лень выходить из дома: собрали все самое интересное, что появилось в сети за последнее время. Получилось много фестивальных хитов (традиционно) и документальных фильмов (внезапно).

Прошлый выпуск рубрики можно прочитать здесь.


Черная мать / Black Mother
реж. Халик Аллах

Оператор аудиовизуального (великого как минимум по второй части слова) альбома Бейонсе Lemonade Халик Аллах переквалифицировался в режиссера документального кино. Его первой работой стала картина Field Ni##ers — практически гонзо-материал об обитателях известного угла в Гарлеме.

«Черная мать» — куда более амбициозный фильм, ибо масштаб действий разросся с одной улицы до территории современной Ямайки. Режиссеру удалось создать медитативное полотно об идентичности страны с ее колониальным прошлым и уникальной культурной. Одно из главных достижений Халика как документалиста — его техника. Он создает портреты людей аудиовизуальным контрапунктом: зритель видит ролик с интервьюируемым в слоу-мо, а за кадром звучит его асинхронный рассказ.


Пепел - самый чистый белый / Jiang hu er nv
реж. Цзя Чжанкэ

«Пепел — самый чистый белый» — любовная история, размазанная на полтора десятка лет. Сюжет строится вокруг девушки, которая ради спасения своего парня и по совместительству местного головореза стреляет из незадекларированного пистолета. Пять лет в тюрьме, и вот она на свободе ищет любимого человека, вычеркнувшего ее из жизни, которую она спасла.

Цзя снова делит фильм на три эпизода, играет с форматом изображения и использует популярную западную песню в ключевых сценах (в «И горы сдвигаются с места» была Go West, в «Пепле» — Y.M.C.A.). Получилась красиво снятая гуманистическая история о предательстве и попытках найти силы жить дальше, в которой внезапно нашлось место одной из лучших сцен драки со времен второго «Рейда».


Шпион пошёл на Север / Gongjak
реж. Юн Джон-бин

«Шпион отправился на север» — смесь лучшего в мире жанра (корейского триллера) и шпионской драмы. В центре сюжета - обычный южнокорейский шпион, которого в начале 1990-х отправляют под прикрытием в КНДР, чтобы узнать, какие ядерные плоды дала идеология Чучхе. Естественно, все основано на реальных событиях.

За 2,5 часа фильм нисколько не надоедает, а в середине и вовсе сбивает с ног, когда перед героем встаёт моральный выбор: выполнить задание или хоть как-то помочь КНДР. В целом “Шпион” очень напоминает сериал «Германия 83», только с посылом «мирись, мирись и больше не дерись». Учитывая нынешние потуги двух стран наконец-то объединиться, кажется, что кино выходит ой как вовремя. Когда-нибудь Ким Чен Ын посмотрит фильм, расплачется на трогательной концовке, и тогда все точно будет хорошо.


Листья травы / Pulipdeul
реж. Хон Сан-су

За столиком в кафе сидят парень и девушка. Их спокойный разговор очень скоро переходит на повышенные тона: оказывается, они оба недавно потеряли подругу и теперь обвиняют друг друга в случившимся. За их оживленной беседой, сидя в углу кафе с ноутбуком, наблюдает Ареум (Ким Мин-хи) и записывает все в свой дневник. В ближайшее время ей предстоит услышать еще не один занимательный диалог, разные люди (разные ли?) будут приходить и обсуждать свои истории с подозрительно перекликающимися проблемами. И ничего не уйдет от чуткого слуха странной девушки с ноутбуком.

Если вы смотрели хоть один фильм Хон Сан-су, то вы отлично представляете, чего можно ждать от его новой картины. «Листья травы» — это замечательное, но крайне непростое по структуре кино, в котором повествование вьется, словно ветви лианы, смешивая времена, истории и героев в единой мета-нарративной точке. С помощью одних лишь диалогов, снятых в аскетичном стиле, Сан-су рисует перед зрителем многоуровневую сюжетную конструкцию, которую интересно разбирать и анализировать. Конечно, никаких открытий «Листья травы» не совершают, но им это и не нужно — все равно ничего похожего на работы корейского мастера в мире кинематографа нет и вряд ли когда-то будет.


Фри-Соло / Free Solo
реж. Джимми Чин, Элизабет Чай Васархели

Скалолаз Алекс Хоннольд поставил себе невыполнимую задачу — забраться на Эль-Капитан, самую высокую гору Калифорнии с высотой в 2400 метро, фри-соло, то есть вообще без страховки и экипировки. Этой авантюре и посвящен фильм Джимми Чина и Элизабет Чай Васархели, получивший «Оскар» на недавней церемонии. Наверное, монументальное достижение не полностью материализовалось в монументальное документальное кино, но последние 20 минут фильма — главный триллер прошлого года, от которого за несколько секунд начинают потеть ладони.


Долгий день уходит в ночь / Di qiu zui hou de ye wan
реж. Би Гань

Пару лет назад после «Кайлийской меланхолии» синефилы всего света взяли имя режиссера на карандаш и не зря: его новый фильм получился одним из главных украшений прошлогоднего Каннского кинофестиваля. «Долгий день» — это такой внебрачный сын Вонга Кар-Вая и Апичатпона Вирасетакула с историей о мужчине, который возвращается в родной уезд Кайли, чтобы найти когда-то любимую женщину, которую он не смог забыть. Сюжет — условная единица фильмов Гана — нужно серьезно напрячь голову, чтобы в череде атмосферных сцен, неподвластных нормальному течению времени и памяти, найти точку опору, с которой можно собрать этот кубик Рубика.

Первая половина — визуальное пиршество и урок по гениальной мизансцене. Дальше - больше. Минуте этак на 70-й появляются титры с названием, а фильм переходит в 3D. Оставшийся час — технически невероятный длинный дубль с перелетами по рвам, проездами на мопеде и прекрасной поэтичной концовкой.


Округ Хейл утром и вечером / Hale County This Morning, This Evening
реж. РаМелл Росс

Еще один представитель авторской документалистики — копеечный фильм «Округ Хейл утром и вечером», который сенсационно пробился в число номинантов на премию «Оскар», оставив за бортом кассовый хит «Будешь моим соседом?». В отличие от вышеупомянутого Халика Аллаха, который постарался дать голос каждому, РаМелл жирными мазками рисует портрет всего округа. Говорят в его фильме вообще мало — камера поэтично снимает все подряд, чтобы задокументировать кусок жизни. Отсутствие акцентов сначала сбивает с толку, но благодаря короткому хронометражу картина не успевает надоесть и к финалу как раз складывается в обещанный портрет одного округа со своими проблемами и радостями.


Паддлтон / Paddleton
реж. Александр Леманн

Вторая художественная полнометражная лента Александра Леманна, автора дивного «Кафе "Голубая сойка"» рассказывает о двух соседях-приятелях, чья дружба строилась в основном на том, что они регулярно играли в игру под названием Паддлтон. Однако после того как у одного из них обнаружили рак, их связь становится крепче, а отношения переходят на новый уровень.

Как и «Сойку», Леманн сделал «Паддлтон» в тандеме с Марком Дюплассом, главной движущей силой мамблкора. Марк частично написал сценарий и безупречно сыграл роль умирающего мужчины, который к своей печальной участи отнесся спокойно и без надрыва. «Паддлтон», наверное, не такой чарующий фильм, как предыдущая работа Леманна, но у него и задачи другие. Высказаться на подобную тему и не выставить себя пошляком — дело непростое, но здесь все получилось как надо, хоть лента звезд с неба и не хватает. Это простой, очень печальный и местами убийственно точный фильм о быстротечности жизни и неуловимости смерти. Вторая половина главного актерского дуэта, Рэй Романо, тоже отличный (этому тезису Марк в последнее время посвятил немало твитов).


Властелины хаоса / Lords of Chaos
реж. Йонас Окерлунд

«Лето» от мира блэк-металла или сказ о том, как Евронимус из Mayhem поссорился с Варгом из Burzum. Мы эту картину давно ждали, без высоких претензий, впрочем. Режиссер Окерлунд явно не собирался докапываться до правды, хотя сам играл в 80-х подобную музыку и с материалом знаком не только по одноименной (и раскритикованной всеми причастными) книжке.

Экстремальный мир патлатых радикалов приобрел некий лоск, что наверняка взбесит тех, у кого есть омытые фанатскими слезами чувства к прототипам главных героев. Но если их нет, то готовьтесь не беситься, а скорее тревожно вздрагивать: даже пройдя через сито выпендрежного стиля Окерлунда, «Властелины хаоса» остались историей довольно неприятной и болезненной. И занимательной, чего уж там. Стоит так же добавить, что чисто по монтажу (с которым Йонас так любит забавляться) это самый спокойный фильм режиссера.