И друг мой ноутбук: 10 фильмов для домашнего просмотра в феврале
Cinemaholics Team,

Специальное предложение для тех, кому лень выходить из дома: собрали все самое интересное, что появилось в сети за последнее время. По традиции получилось много фильмов Netflix и фестивальных хитов.

Прошлый выпуск рубрики можно прочитать здесь.


Донбасс
реж. Сергей Лозница

Украинский режиссер Сергей Лозница, чье позднее творчество обычно вызывает лицевую судорогу у отечественных патриотов, в прошлом году представил аж три фильма — документальный «День победы», монтажный «Процесс» и, собственно, художественный «Донбасс».

Последний сделан по принципу лоскутного одеяла: главных героев нет, только набор эпизодов о тяжелой жизни в восточной Украине. Есть действительно смешные миниатюры, есть скорее пугающие, остальные — гротескные, напоминающие «Кроткую» того же Лозницы. Единственное упущение: нет фирменной для режиссера сцены с изнасилованием, вместо нее уличные издевательства над украинским солдатом толпой обезумевших жителей. «Донбасс» — кино, конечно, не беспомощное, но больше напоминает режиссерское упражнение. Лозница мастерски работает с мизансценой в длинных дублях, но главное достижение фильма — закольцованный шокирующий финал, больше похожий на злую шутку.


Старик с пистолетом / The Old Man & the Gun
реж. Дэвид Лоури

Дэвид Лоури, автор «Истории призрака» и (внезапно) «Пита и его дракона», свернул ближе к жанровому кино и снял большой трибьют авантюрным фильмам прошлого. Его «Старик с пистолетом» — емкое высказывание на тему призвания и чувства, неожиданно перекликающееся с творчеством Дэмьена Шазелла. Разве что Лоури аскетичнее по форме и куда менее категоричен по посылу: его тихое ретро отвергает любую интонацию, кроме убакивающе-примирительной. И, конечно, это идеальный итог всей карьере Роберта Редфорда, великого актера и режиссера, вечного Сандэнса Кида, чей герой и на девятом десятке продолжает биться за право заниматься любимым делом. Пускай и это дело — ограбления банков.


На войне / En guerre
реж. Стефан Бризе

Любимчик крупных фестивалей и пожизненно забаненный в нашей редакции француз Стефан Бризе в прошлом году вновь боролся за «Золотую пальмовую ветвь» с очередным фильмом про ужасы капитализма. В отличие от своего относительно недавнего «Закона рынка», в котором критика современной экономики уходила на второй план, позволяя моральной дилемме руководить парадом, «На войне» — кино анти-неолиберальное и одностороннее восхваляющее профсоюзы.

Владелец крупного магазина сначала обещал тысяче своим работникам, что они сохранят рабочие места, а потом решил закрыть свое дело. Обманутые и обозленные работяги уже вовсю рисуют плакаты и выходят на протесты, а руководит ими харизматичный Лоран. Бризе, может, и не хирург, а дровосек от мира кино, но все же смог попасть в нерв современной европейской экономики. Причем настолько точно, что даже премьера фильма в Каннах проходила одновременно в забастовкам персонала Air France.


Блэйз / Blaze
реж. Итан Хоук

Обделенный крупными (и заслуженными) наградами актер, хейтер супергеройского кино и немного режиссер Итан Хоук в прошлом году представил свою новую картину. Она называется «Блейз», и, к огромному счастью, это не экранизация тысячного романа Стивена Кинга, а байопик о малоизвестном фолк-музыканте Блейзе Фоули, чье творчество легче всего описать фразой «очень пьяный Боб Дилан». Музыкант настолько малоизвестный, что в прошлом году после премьеры фильма вышло несколько статей с пометкой «Кто такой этот Блейз Фоули?». И ведь правда интересно, почему Хоук снял ленту именно о нем. Кроме прочего, он любя назвал картину «гонзо инди кантри-вестерн оперой» и представил на самом синефильском кинофестивале — в Локарно.

«Блейз» — это «Звезда родилась» здорового человека или «Внутри Льюина Дэвиса» от Ричарда Линклейтера. Искреннее и милое кино о тяжелой жизни человека, который решил посвятить всю жизнь бренчанию на гитаре — пускай немного затянутое, зато очень красивое и великолепно разыгранное главным актерским дуэтом.


Дикий / Sauvage
реж. Камиль Видаль-Наке

Трагичное кино с поэтичным названием посвящено одинокой жизни Лео, гея, который каждый день занимается сексом за деньги. В круговороте дешевых минетов, копеечного секса и постоянных драк за клиентов он пытается найти то, в чем так нуждается молодой парень его возраста — настоящих чувств, little thing called love. «Дикий» — практически гей-версия «Впусти солнце», но в отличие от оптимистичной Клер Дени ее коллега Видал-Наке беспощаден к зрителю и герою, поэтому если последний и заслуживает счастья, то путь его будет тернист и жесток.


Полярный / Polar
реж. Йонас Окерлунд

Главная Netflix-катастрофа января, вопиющее кино про одноглазого Мадса Миккельсена, который весь фильм пытается спокойно выйти на пенсию, а его накопления хочет отобрать толстый и неприятный работодатель (Мэтт Лукас, сыгравший, кроме прочего, парочку запредельных ролей в скетч-шоу «Маленькая Британия, на которую оглядывались создатели «Нашей Раши»). Поскольку герой Мадса по профессии киллер, причем такой, каких не бывает вообще, на него вскоре открывается настоящая охота с участием банды головорезов, наркоты и карикатурно стильной Кэтрин Уинник.

Йонас Окерлунд, заслуженный клипмейкер всея мира и автор недооцененного «Высшего пилотажа», снял нечто приквела «Леона» на спидах. На этот раз бойкий швед резвится слишком далеко за пределами того, что принято называть хорошим вкусом, поэтому неудивительно что фильм многих взбесил (The Guardian, например, влепил картине кол). Но, конечно, есть в нем и своя прелесть: так плохо, что аж плохо и даже немного хорошо, уже давно не снимают.


Бархатная бензопила / Velvet Buzzsaw
реж. Дэн Гилрой

Арт-мир как страна призраков и мудаков — Дэн Гилрой («Стрингер») грубовато, но местами не без блеска потоптался по галереям и им сочувствующим. Смешно написанная и небрежно поставленная «Пила» рассказывает о картинах неизвестного гения, которые берут в оборот целая компания кровопийцев от искусства. Центральный персонаж, критик Морт Вандевальт, сыгран любимцем режиссера Джейком Джилленхолом, который наконец-то перенаправил свой переизбыток актерского мастерства по верному адресу.


Сможете ли вы меня простить? / Can You Ever Forgive Me?
реж. Мариэль Хеллер

Ли Израель — недавно умершая нелюдимая журналистка, которая запомнилась тем, что на пороге бедности в 1990-х, когда выпала из обоймы талантливых биографов, решила зарабатывать подделыванием смешных, грустных, вообще любых писем известных людей. «Сможете ли вы меня простить?» — трагикомедия, которая посвящена как раз этому криминальному периоду жизни Израель.

Вместе со своим другом Джеком (такой же мизантроп, но беднее) Ли выстраивает идеальную схему: она подделывает письма, он — продает их. Фильм Хеллер, конечно, не содержит размышлений уровня Киаростами или Уэллса о том, может ли фальшивка превзойти оригинал, зато способен подарить приземленную криминальную комедию, лишенную типичной напыщенности байопиков. Кроме того, здесь, возможно, лучший актерский дуэт прошлого года.


Монстры и люди / Monsters and Men
реж. Рейнальдо Маркус Грин

Во время ночного патрулирования по спальному району Бруклина белый офицер полиции стреляет в барыгу-афроамериканца. Этот инцидент по принципу эффекта домино влияет на жизни сразу нескольких людей. Мэнни, парень, который заснял убийство на телефон, разрывается между желанием опубликовать ролик, чтобы добиться справедливости, и спокойно отсидеться, не привлекая к себе ненужного внимания. Зирик, студент колледжа, внезапно для себя становится активным участником протестов. Дэннис, коп-афроамериканец, смотрит на последствия ошибки своего коллеги изнутри системы.

Режиссер-дебютант Рейнальдо Маркус Грин дает раннего Иньяритту и показывает последствия инцидента с трех точек зрения для усиления перспективы. Из «Монстров и людей» получился провокационный character study, который заставляет задуматься над вечно актуальной проблемой, но при этом уступает прошлогодней драме «Слепые пятна». В нем та же тема была подана ироничнее и талантливее.


Птица высокого полета / High Flying Bird
реж. Стивен Содерберг

Стивена Содерберга после недолгого перерыва и угроз уйти из кино, кажется, немного прорвало (а мы и не против): с 2017-го он начал регулярно выдавать по фильму в год и останавливаться явно не собирается. Вслед за ревизионистским heist-movie «Удача Логана» и триллером «Не в себе» режиссер снял сатирическую и очень умную комедию про спортивного агента, сталкивающегося с властным миром верхушки NBA.

Конечно, Содерберг не был бы Содербергом, если бы в типичную историю о гейткипинге и богатых белых расистах не вставил тонкий (а иногда не очень тонкий) социальный комментарий. К тому же, «Птица высокого полета» в определенном смысле — фильм про самого Стивена. Он ведь тоже, как и главный герой, всегда выступал за максимальную свободу от больших компаний. В этом плане решение снимать фильм на смартфон и выпускать его на Netflix кажется абсолютно гениальным — кино про то, что творцы (ну или спортсмены) должны быть максимально свободны от условностей большого бизнеса, снято и выпущено самыми доступными способами из всех.