От Kung Fury до Гарри Бардина: 7 примеров успешного краудфандинга в кино

Daria Postnova,

Краудфандинг как средство финансирования кинопроектов в последние годы становится все популярнее — только на одном Kickstarter, если верить статистике, кинематографисты собрали почти 500 миллионов долларов на 32 тысячи проектов.

Прибегают к краудфандингу не только начинающие режиссеры, но и уже известные кинематографисты. Крупнейший краудфандинговый проект в мире кино — это фантастический фильм «Железное небо»; его бюджет составил 7,5 миллионов евро, из которых народным финансированием удалось привлечь 1,2 млн евро.

Кто-то не хочет зависеть от решений студий и продюсеров, которые выделяют деньги; у кого-то нет выбора и альтернативного способа профинансировать свою идею, которую инвесторы посчитали нерентабельной. К счастью, на помощь приходит краудфандинг, без которого многие классные проекты не состоялись бы. От Kung Fury до Гарри Бардина: совместно с проектом «Френдли» собрали семь примеров того, как зрители помогли создателям осуществить свои проекты.


Иносенте / Inocente
реж. Шон Файн и Андреа Никс, 2012
США

В 2013 году 40-минутная короткометражка «Иносенте» вошла в историю как первый оскароносный фильм, деньги (во всяком случае, часть) на который собрали на Kickstarter. Историю 15-летней эмигрантки без документов, которая мечтает стать художницей, сняла семейная пара Шон Файн и Андреа Никс — и им удалось собрать 52 527 долларов на Kickstarter на постпродакшн. В проект вложились 300 поклонников, средний перевод составил 157 долларов.

После этого фильмы с полным или частичным краудфандинговым финансированием регулярно становились претендентами на «Оскар». Чаще всего это документальные и короткометражные фильмы («Площадь», 2013; «Скрипка Джо», 2016, «Любовь к волосам», 2019), но есть и исключения — например, полуторачасовая анимация Чарли Кауфмана «Аномализа» (2015), собравшая на Kickstarter 400 тысяч долларов, в два раза больше поставленной цели.

Кампания


Кунг Фьюри / Kung Fury
реж. Дэвид Сэндберг, 2015
Швеция

30-минутный фильм про суперкопа, который путешествует во времени, чтобы убить Гитлера, в свое время стала настоящей сенсацией, собрав на Kickstarter 630 019 долларов США — в три раза больше изначальной цели (200 тысяч), но недостаточно для полного метра (нужен был 1 млн). Фильм поддержали 17 000 пользователей! В итоги создатели опубликовали «Кунг фьюри» в открытом доступе на YouTube, где его посмотрели более 40 млн человек.

До «Кунг Фьюри» Дэвид Сэндберг был режиссером рекламы и музыкальных клипов. Большую часть дебютного фильма он снял на фоне зеленого экрана в своем офисе в Швеции. На первый трейлер, который Сэндберг снял с друзьями еще до начала краудфандинг-кампании, ушло 5 тысяч долларов. Не обошлось без экстравагантных решений: например, в распоряжении у команды была только одна полицейская форма, поэтому сцену с несколькими копами снимали в несколько заходов, а потом комбинировали с помощью спецэффектов.

Премьера состоялась в Каннах в секции «Двухнедельник режиссеров». Съемки полнометражного продолжения фильма, «Кунг Фьюри 2», закончились еще в 2019 году, но во время пост-продакшна возник некий конфликт с продюсерами, о котором известно преступно мало — поэтому премьера переносилась несколько раз, но теперь вроде назначена на 2023 год. Будем держать кулачки, особенно учитывая звездный каст — Майкл Фассбендер и Арнольд Шварценеггер, среди прочих.

Кампания


Атлантида Русского Севера
реж. Софья Горленко, 2015
Россия

Документальный фильм про Русский Север стал первым российским фильмом, полностью снятым с помощью краудфандинга. Команда запускала на Планете.Ру две кампании: в первой было собрано 320 тысяч рублей на съемки, во второй — 580 тысяч на постпродакшн, итого 900 тысяч рублей. На безвозмездное использование музыки дал согласие Борис Гребенщиков, а еще создателям удалось договориться о хорошей цене на аренду кинооборудования.

Съёмки происходили в Архангельской области по рекам Ваге, Онеге и Северной Двине. Премьера состоялась на мурманском фестивале «Северный характер», где фильм жполучил гран-при. После проката в России фильм выложили в свободный доступ на YouTube. На той же Планете.Ру команда проекта потом успешно собрала более 350 тысяч рублей на восстановление нескольких деревянных церквей, а также более 800 тысяч на новый фильм о жителях Севера — «Сказки о маме».

Кампания 1
Кампания 2


Насекомые / Hmyz
реж. Ян Шванкмайер, 2018
Чехия, Словакия

В 2016 году Ян Шванкмайер и его команда запустили краудфандинговую кампанию на Indiegogo, чтобы профинансировать последний фильм заслуженного чешского сюрреалиста — «Насекомых». Последний, потому что, по словам самого Шванкмайера «все мы уже не молоды, а работа над одним фильмом занимает 24 часа в день на протяжении двух лет»

Этот полуанимационный, полуигровой фильм, основан на пьесе «Из жизни насекомых» братьев Чапек. Минимальной целью кампании на Indiegogo были 150 тысяч долларов, но в итоге удалось собрать более 300 тысяч, что позволило полностью покрыть расходы на анимацию. Кампанию Шванкмайера поддержали Гильермо дель Торо, братья Квей, а в качестве призового лота можно было даже получить актера, который снимался в фильме — но не человека, это всё-таки запрещено законом, а насекомого. Неудивительно, что лот оказался быстро распродан.

Кампания


Гарри Бардин — несколько мультфильмов
Россия

Классик советской и российской мультипликации Гарри Бардин («Летучий корабль», «Гадкий утенок») впервые обратился к краудфандингу в 2013 году — после конфликта с Министерством культуры РФ. Чиновники тогда оштрафовали 71-летнего режиссера, потому что из-за болезни он сорвал сроки работы над мультфильмом «Три мелодии».

Для следующих проектов мультипликатор собирал деньги с помощью краудфандинговой платформы Планета.Ру. На создание мультфильма «Слушая Бетховена» (2017) удалось собрать больше 6 млн рублей; «Слушая Бетховена» попал в программу Каннского кинофестиваля, куда Бардин вернулся спустя 28 лет после получения в 1988-м Золотой пальмовой ветви за мультфильм «Выкрутасы».
На «Болеро 17» (2018, премьера состоялась на кинофестивале в Выборге) собрали почти 5,5 млн, на «Песочницу» (2021) — почти 3 млн. Осенью 2022 года на той же Планете.Ру Бардин собрал 1,3 млн рублей на ремонт студии, а в производстве сейчас находится мультфильм «Ave Maria», 1,8 млн рублей на который тоже пожертвовали зрители.

Профиль на Планете


Хотел бы я быть здесь / Wish I Was Here
реж. Зак Брафф
США

Историю о неудачливом актере-мечтателе, который пытается быть отцом и обеспечить семью, Зак Брафф написал совместно со своим братом Адамом. Кампания фильма на Kickstarter оказалась сверхудачной: изначальную цель в два миллиона долларов собрали всего за три дня после начала кампании, а итоговая сумма пожертвований превысила три миллиона. После удачного краудфандинга студия Worldview Entertainment добавила еще денег — и в общей сложности бюджет фильма составил 5 миллионов долларов.

«Хотел бы я быть здесь» неудачно выступил в прокате, собрав сумму примерно размером с бюджет, и получил смешанные отзывы критиков. За обращение к Кикстартеру и последующее студийное финансирование Зак Брафф получил изрядную долю критики. И журналисты, и все неравнодушные много обсуждали, оправданно ли с моральной точки зрения обращение к краудфандингу успешных обеспеченных знаменитостей, которые могут позволить себе саундтрек с оригинальными песнями от Bon Iver и Coldplay.

Сам Брафф отмечал, что, несмотря на успешную карьеру, у него «нигде не завалялось лишних десятков миллионов долларов». Актер и режиссер вдохновлялся успешной краудфандинговой кампанией телесериала «Вероника Марс», не хотел идти на художественные уступки (например, отдавать право на «файнал кат») и ограничивать себя в выборе актеров. Свою долю критики в том же 2013-м получил и Спайк Ли за краудфандинг на фильм «Сладкая кровь Иисуса» — он собрал почти 1,5 млн долларов, а 10к ему по-дружески закинул, например, Стивен Спилберг.

Несмотря на неудачу «Хотел бы я быть здесь» в прокате и неоднозначный приём, факт остается фактом: создатели успешно и быстро собрали деньги, сняли всё, что хотели, и даже показали фильм на модном фестивале «Сандэнс».

Кампания


Боже, помоги девушке / God Help the Girl
реж. Стюарт Мердок, 2012
Великобритания

В 2004 году фронтмену шотландской группы Belle and Sebastian Стюарту Мердоку начали приходить в голову идеи песен, которые могли бы быть спеты не его группой, а женскими голосами. Долгое время эти песни лежали на полке, пока Мердок не понял, что из них мог бы получиться целый мюзикл. Так родился сюжет о девушке, которая сбегает из психиатрической больницы и, чтобы справиться с эмоциональными проблемами, начинает писать песни. В главных ролях снялись молодые многообещающие актеры Эмили Браунинг, Ханна Мюррей и Олли Александер.

Проект начался не без помощи продюсера Бэрри Мендела, который работал над «Шестым чувством» и первыми фильмами Уэса Андерсона, но закончился, по словам Мердока, исключительно благодаря поддержке людей на Kickstarter. Цель удалось выполнить на 121% (итоговая сумма составила 120 тысяч долларов), а среди выкупленных призов был золотой диск самого Мердока за дебютный альбом Belle and Sebastian «Tigermilk». Фильм поучаствовал в программах Сандэнса и Берлинского кинофестиваля.

Кампания


Межсезонье
реж. Александр Хант, 2021
Россия

Второй полнометражный фильм Александра Ханта после «Витьки Чеснока» рассказывает о подростках-бунтарях из российской глубинки. Сюжет отчасти основан на трагичной истории покончивших с собой псковских школьников. Фильм получился по-настоящему народным: главных героев, например, искали в открытом кастинге по всей России. На Планете.Ру команде фильма удалось собрать полтора миллиона рублей на пре-продакшн и подготовку к съемкам — меньше задуманной цели в 2,5 млн, но достаточно для удачного завершения кампании.

Изначально ожидалось, что зрители увидят «Межсезонье» уже в 2020-м, но из-за пандемии фильм вышел в кинотеатры только в июне 2022-го, хотя до этого взял призы на нескольких европейских кинофестивалях (например, Варшавском и Таллинском). После премьеры команда фильма отправилась в тур сначала по городам России, потом по городам Европы, а после — практически в кругосветное путешествие.

Ника Комарова, пиар-директор фильма, рассказывает, как проходила кампания:

В краудфандинге действует правило «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Нужно аккумулировать и использовать весь свой социальный капитал. Еще до старта кампании на «Планете» мы составили длинный список людей и институций, с кем бы хотели посотрудничать. Было важно не только собрать деньги, но и громко заявить о будущем фильме — застолбить тему и найти единомышленников для дальнейшей работы.

Первой волной мы запустили флешмоб «Каким я был подростком» — серию роликов, где Варя Шмыкова, Ира Горбачева, Чулпан Хаматова и другие знаменитости рассказывали истории своего взросления и призывали поддержать фильм. Все это очень хорошо разошлось по сми и соцсетям и обратило внимание на нашу страничку на «Планете».

Второй важный момент — недорогие, но классные лоты, рассчитанные на разную аудиторию. VIP-билет на концерт Хаски, футболки и худи от бренда «Волчок», экскурсия в студию телеканала «Дождь» (признан иноагентом по мнению Минюста РФ), подписка на журнал «Искусство кино», коллекция книг о современном искусстве от «Гаража», абонементы в кинотеатры и многое другое. Съемочная группа во главе с Хантом подготовила серию лекций и мастер-классов, которые можно было посетить за небольше донаты. Кстати, во время одного и таких актерских интенсивов Саша нашел главную героиню фильма.

Под конец краудфандинга мы решили отпраздновать и еще немного подзаработать — и устроили оффлайн-аукцион, где под аккомпанемент группы Pompeya распродали реквизит и костюмы из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Мне досталась куртка охранника.

Кампания


Screenshot-2023-04-04-at-16.34.53

«Френдли» — независимая онлайн-платформа для поддержки иллюстраторов, поэтов, писателей, сценаристов, подкастеров, видеоблогеров, авторов художественных или документальных фильмов, фотографов и других создателей контента. На «Френдли» сборы ведут и кинематографисты:

Сергей Коптев — сценарист, режиссёр, продюсер, один из создателей и авторов кинопроекта «Новое кино тольятти». Собирает на показы фильма «5 СТОРИС».

Александр Архангельский — автор сценария документальных фильмов, автор школьных учебников, курсов видеолекций для «Арзамаса» и многих других проектов. На «Френдли» открыл сбор на фильм про эмиграцию, про пересечение разных культур в жизни одного человека, про путь, который он проделал через несколько стран.

Юлия Оршанская — автор малой прозы, сценарист кино и сериалов. Собирает средства на съемку короткого метра, чтобы попасть в мир большого кино.

Дмитрий Колобов — журналист, документалист и автор подкаста из Тюмени. На Френдли объявил сбор на оборудование для записи новых выпусков подкаста «Станция документальная», а также на съемки фильма про своего отца Игоря Колобова, тюменского журналиста и медиаменеджера.

Как стать автором и как зарегистрироваться на платформе «Френдли», читайте по ссылке.