Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн / Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn
Режиссер: Кэти Янь
В главных ролях: Марго Робби, Джерни Смоллетт, Мэри Элизабет Уинстэд, Рози Перес, Элла Джей Баско, Юэн Макгрегор
Дата премьеры в РФ: 6 февраля
Курс на блокбастеры с феминистской составляющей (в большинстве своем — кинокомиксы) взят уже давно и прерываться, очевидно, не собирается. «Чудо-женщина» вот-вот сразит очередного негодяя в сиквеле Пэтти Дженкинс, а продолжение «Капитана Марвел» в 2022 году наверняка вызовет дискуссии похлеще, чем первая часть. Даже в финале «Мстителей», фильме галактических масштабов и судеб, был эпизод, где все супергероини серии выстроились в ряд и этим жестом окончательно выразили главное послание Голливуда: ни один негодяй-сексист не посмеет закрыть глаза на гендерный вопрос.
Проблема в том, что это благое намерение часто оборачивается довольно противоречивыми результатами. Забудем даже об упомянутом «Капитане Марвел» — то был просто безжизненный студийный проект, который не мог репрезентовать даже самую популистскую позицию. Из самых ярких (а точнее обидных) неудач сразу вспоминаются «Охотники за привидениями» (2016) и «Ангелы Чарли» (2019). В последнем случае желание рассказать о силе женщин вообще столкнулось с, как бы это иронично ни звучало, сексистской концепцией оригинала — идеей о «горячих» шпионках в откровенных нарядах.
«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» (на самом деле, конечно, не «история», а «эмансипация») в эти тренды вписывается идеально. После того, как Джокер бросил Харлин Квинзель, психопатка в броском костюме задумывается о своей независимости и понимает, что была лишь тенью бойфренда с лицом Джареда Лето. В ее больном мозгу возникает лучший способ прекратить страдания — взорвать завод с отходами, где Пудинг окончательно сделал ее своим сайдкиком. Но именно этот поступок откроет сезон охоты на ее голову.
История, в которую попадает она и еще пара отчаянных женщин (коп Рене Монтойя, чьи заслуги несколько лет назад присвоил напарник, певица Черная Канарейка, жертва старых мафиозных разборок Хелена Бертинелли, мстящая за родных под глупым никнеймом Охотница и маленькая воровка Кассандра Кейн), в принципе, и есть своего рода освобождение, та самая эмансипация, о которой говорится в названии. А властный безумный Роман Сайонис (его альтер-эго Черная Маска дополняет галерею дурацких костюмов и имен в этом фильме) — своего рода камень преткновения в процессе получения независимости; человек, который всех в Готэме делает своими рабами и не терпит отказов. Есть ли в кинокомиксах еще более одиозный и, так уж вышло, обаятельный (тут издержка исполнителя роли — талантливо переигрывающего Юэна Макгрегора) абьюзер?
Variety
При желании в «Хищных птицах» можно найти уйму социальных тем: от уже упомянутой эмансипации, разрыва подчас односторонней зависимости от мужчины (но этот вопрос здесь даже универсальнее, работает в обе стороны, а потому и делает из фильма довольно необычный breakup-movie о преодолении травмы) до критики агрессивной патриархальной среды. Однако разница работы Кэти Янь, например, от пресловутых «Ангелов Чарли» (2019) в том, что лозунги здесь не становятся важнее развлекательной стороны, а прогрессивные идеи не конфликтуют с консервативной формой.
Как и главная героиня фильма, которая берет на себе функцию рассказчика и постоянно путается в событиях, временных рамках и причинно-следственных связях, это хулиганское кино полно сумасбродности. То, в чем в свое время не преуспел концептуально любопытный «Отряд самоубийц», исправляют «Хищные птицы» (в какой-то степени, кстати, сиквел фильма Эйра): инфантилизм кинокомикса гипертрофирован, а китч и абсурдизм проникают даже в малейшие детали, например, обстановку квартиры Харли или серые улицы Готэма, которые после масштабных экшен-сцен заполняет неоновый и кислотный цвета. Шутить над ударами в грудь (женскую) — не проблема, над дефекацией (тоже, кстати, женской) — тем более. Этот город и его байки теперь принадлежат безумцам, а они далеки от скромного обаяния буржуазии и ее изящных шуток.
Variety
«Хищные птицы» и есть та удачная адаптация пестрого кинокомикса, которую все долго ждали от мрачного пост-снайдеровского DC («Шазам» и «Аквамен» — кино другого толка, не упивающееся своей глупостью). Причем одновременно задевающая нерв общественности (сейчас, например, то и дело возникает спор об изображении всех мужских персонажей в негативном свете) и полностью завязанная на языке поп-культуры. Даже экшен — довольно кровавый и изобретательный (многие сцены за Кэти Янь переделывал Чад Стахелски) — здесь напоминает рестлинг с его «цирковой» хореографией, клоунскими костюмами и заготовленными фразами. Революцией в жанре это назвать едва ли получится, но на фоне прошлых сдержанных кинокомиксов о женщинах это кино, кажется, единственное не забывает о своей главной задаче — по-настоящему развлекать.