«Хэллоуин»: Умрешь — начнешь опять сначала

Ефим Гугнин,

Хэллоуин / Halloween
Режиссер: Дэвид Гордон Грин
В главных ролях: Джейми Ли Кертис, Джуди Грир, Энди Мэтичак, Джеймс Джуд Кортни, Ник Касл
Дата премьеры в РФ: 18 октября 2018

Ровно 40 лет назад маньяк по имени Майкл Майерс устроил резню в небольшом городке Хэддонфилд. Лори Строуд (Джейми Ли Кертис), единственная выжившая в той бойне, с тех пор ждет неминуемого возвращения убийцы, готовясь встретить его во всеоружии. Она построила дом-крепость с секретным подвалом и научилась стрелять. Правда, попутно сломала психику своей дочери (Джуди Гир), которая теперь не очень-то ладит с матерью и запрещает внучке (Энди Мэтичак) с ней видеться.

Майкл же, разумеется, сбегает, пока его пытаются перевезти в другую лечебницу для душевнобольных. Забрав свою легендарную маску, он возвращается в Хэддонфилд, чтобы вновь открыть охоту на Лори и ее семью. Только Майерс не знает, что Лори, в свою очередь, давно открыла охоту на него.

Новый «Хэллоуин», как это сейчас модно в Голливуде, игнорирует события всех прошлых сиквелов — и, кажется, делает это совершенно зря. Ведь любопытнее всего фильм Дэвида Гордона Грина воспринимать как раз в контексте бесконечных продолжений истории Майкла Майерса. Продолжений, надо сказать, безыдейных, заставляющих бедного Майерса вновь и вновь бегать по кругу до тех пор, пока искореженная маска капитана Кирка не растеряет последние остатки былой ужасающей ауры. И «Хэллоуин» 2018-го — именно такой сиквел.

Гордон Грин будто пытается сделать с «Хэллоуином» то, что у Шейна Блэка с переменным успехом получилось в последнем «Хищнике»: деконструировать оригинальный сюжет и свести все к шутке. Но все-таки Грин — режиссер-ремесленник, ему катастрофически не хватает остроумия или, может, веры в собственное видение, чтобы довести идею до логического конца. Да и далеко ли можно уехать на одной иронии, когда лучшую шутку про Майкла Майерса у тебя уже отобрал Эдгар Райт?

Отсюда рождается неприятная двойственность нового «Хэллоуина». Часто он пытается саркастично обыгрывать тропы из оригинала, за сорок лет ставшие жанровыми клише — и иногда это даже неплохо удается. Кроме того, Грин интересно жонглирует характерами, переворачивая знакомые образы с ног на голову. Вот замена доктора Лумиса оказывается похуже самого Майерса, вот Джейми Ли Кертис наконец получает шанс оторваться по-полной и из «королевы крика» превращается в машину для отстрела маньяков в дешевых масках.

Сцены, где фильм делает своеобразные отсылки к оригиналу, меняя персонажей местами — однозначно лучшее, что есть в «Хэллоуине». Конечно, и в оригинальных продолжениях, и в сиквеле ремейка Роба Зомби уже были намеки на то, что перенесенные травмы способны сделать из жертвы хищника. Но Грин эту идею раскрывает куда более живо и по-хорошему легкомысленно, не делая из этого вселенского открытия.

Однако рядом с такими моментами есть те, в которых фильм даже не пытается притвориться, мол, спокойно, ребят, it’s just a prank. Грин нередко идет по утоптанной дорожке штампов и самоповторов, заставляя героев раз за разом наступать на грабли, проломившие черепа целым поколениям жертв до них. Порой это навязчивое желание персонажей посмотреть, да что же там такое скрипит в этой жуткой темноте (при том, что о Майерсе они прекрасно знают), доходит до откровенного абсурда, становится смешнее любых преднамеренных попыток авторов иронично все обыграть.

Постепенно «Хэллоуин» превращается в guilty pleasure и ты уже не знаешь, то ли тебе смеяться над глупостью происходящего, то ли рыдать от нелепых попыток Грина поиграть в Карпентера — и это при том, что «играть в Карпентера» последние двадцать лет не может даже сам Карпентер. На фоне подобной нежеланной комичности теряются те немногие сцены, которые способны по-настоящему пугать. Например, эпизод, где камера долго следует за фигурой Майерса, неторопливо, почти буднично убивающего случайных людей, запуская новую волну страха и паранойи. Где великий саундтрек Карпентера из обязательной пасхалочки превращается в полноценного участника действия, пугающего похлеще любого эксплуатационного насилия.

Эти мимолетные озарения впечатляют, но попросту выпадают из фильма. Они воспринимаются скорее как удачные фанатские зарисовки на тему «А что, если?». Так вот вам еще одна — а что, если мы наконец отстанем от Майкла Майерса? Дадим бедному старику отдохнуть и не будем пытаться в очередной раз перевезти его в другую психушку.