«Хэллоуин убивает»: Город засыпает, просыпается маньяк

Ефим Гугнин,

Halloween Kills / Хэллоуин убивает
Режиссёр: Дэвид Гордон Грин
В главных ролях: Джейми Ли Кертис, Джуди Грир, Энди Мэтичак, Энтони Майкл Холл, Уилл Пэттон, Томас Манн

В конце прошлой части Майкл Майерс остался один в горящем доме, пока Лори Строуд (Джейми Ли Кертис) с дочерью и внучкой везли в больницу. Судьба маньяка вроде бы решена, но, как и тысячу раз до этого, сдаваться он не собирается. Один неудачный шаг пожарного — и вот уже Майкл с топором наперевес выходит из пламени и влегкую уничтожает отряд спасателей. Горожане, услышав новость о выжившем монстре, в этот раз решают не ждать, пока он придет к ним домой и чем-нибудь эдаким проткнет: они собираются в группы добровольцев и выходят на охоту за Майерсом с криками «Зло умрет сегодня».

Насколько их дерзкое предприятие окажется удачным — вопрос, прямо скажем, риторический (учитывая, что третья часть возрожденного «Хэллоуина» от Дэвида Гордона Грина уже в производстве). Но тут, как в спорте, важно участие, а не победа. Редко когда в слэшерах мирная субурбия не просто ждет своей кровавой участи, а встает на дыбы и пытается атаковать страшного неубиваемого человека в белой маске. В этом смысле «Хэллоуин убивает» переворачивает классический сюжет, позволяя дать сдачи героям, которые обычно выступают в роли пушечного мяса. С таким же успехом фильм вполне мог бы называться «Хэддонфилд наносит ответный удар».


Bloody Disgusting

Не то чтобы это как-то сильно меняло механику картины: мы все равно большую часть времени смотрим на то, как Майерс жестоко уничтожает попавшихся ему на пути людей (к которым Гордон Грин в этот раз как-то особенно беспощаден). Зато город наконец перестает быть фоном, становится живой системой, бурно реагирующей на зверства. «Хэллоуин убивает» порой возвращается в прошлое, к осени 1978-го, чтобы показать, как появление Бугимена повлияло на самых разных жителей Хэддонфилда: от полицейского, что в последний момент не дал доктору Лумису убить маньяка, до того самого паренька, с которым сидела нянькой Лори в злополучную ночь.

Из монстра Майкл здесь окончательно превращается в миф, вечно живущую страшилку, которая давно существует где-то за гранью выдуманной Карпентером реальности. Лори в какой-то момент говорит, что Майерс становится сильнее с каждым убийством — и это даже можно считать как хитрый метакомментарий. Мол, чем чаще ему дают убивать на экране (то есть, чем чаще снимают новые «Хэллоуины»), тем меньше шанс, что ужасы в Хэддонфилде вообще когда-нибудь закончатся.


Cineblog

В чем-то фильм неожиданно похож на нового «Кэндимена» — который точно так же расширяет мифологию оригинальной картины. И так же не стесняется шутить над жанровыми стереотипами: герои нового «Хэллоуина» уже не пойдут одни в темный коридор, а на просьбу проверить машину, где предположительно сидит маньяк, емко пошлют куда подальше. Они тоже смотрели «Крик», знают, что нельзя говорить «Я скоро вернусь» и зря бродить по подвалам. Правда, порой они забывают о предосторожностях и все равно туда ходят — чтобы зритель вдруг не заскучал от недостатка крови.

Screen-Shot-2021-06-25-at-7.16.55-AM
Bloody Disgusting

Это несоответствие — главная беда картины, но одновременно и самый интересный его элемент. С одной стороны, Гордон Грин снимает абсолютно классический слэшер: хит-парад жестоких, мерзких, изобретательных, а порой и намеренно комичных убийств. С другой, он вроде осознает кондовость формы и хочет как-то ее освежить: переменой сюжетных слагаемых (охотник и добыча, преследователь и преследуемый, герой и злодей) или откровенным стебом — но без постмодернистского радикализма «Хижины в лесу». Он понимает, что снимать как Карпентер в эпоху пост-«Крика» невозможно и отчаянно ищет новый язык для слэшера, балансируя между пародией и пастишем. Пока что не совсем выходит, но за этими поисками наблюдать все равно любопытно.