Берлинале-2018: «Не в себе»

Ефим Гугнин,

Не в себе / Unsane
Режиссер: Стивен Содерберг
В главных ролях: Клэр Фой, Джошуа Леонард, Зак Черри, Сол Марина Креспо, Гибсон Фрэзиер, Эми Ирвинг
Дата премьеры в РФ: 29 марта

Сойер Валентайн (Клэр Фой) недавно переехала в новый город, где ее тут же захватила рутина: работа, торопливые обеды на лавочке и свидания со случайными парнями из Тиндера. Но даже здесь, за тысячи километров от родного дома, девушке везде мерещится человек по имени Дэвид Стерн (Джошуа Леонард) — до ужаса навязчивый преследователь, из-за которого она изначально и поменяла место жительства. Не в силах справиться с усиливающейся паранойей, героиня отправляется на прием к психиатру в учреждение под совсем не жутким названием Highland Creek, где ее после короткой консультации просят подписать какие-то бумаги «из чистой формальности».

Формальность оборачивается тем, что Сойер почти насильно принуждают провести в этом учреждении некоторое время в качестве пациента. Девушка такому повороту событий не очень рада — перспектива проторчать несколько дней в обществе не самых ментально стабильных людей, скажем прямо, не самая радужная. Кроме того, один из санитаров подозрительно похож на того самого Дэвида Стерна.

Отрадно видеть, что после отличного, но слишком «удобного» для Содерберга Logan Lucky, режиссер вернулся на кинематографическое поле экспериментов. Интересна его новая картина не столько самим фактом съемки полнометражного фильма на смартфон (Шон Бейкер подобным промышлял еще в 2015-м), сколько тем, как этот нестандартный формат влияет на восприятие рассказываемой истории. Визуальному аспекту «Не в себе» далеко до идеального в эстетическом плане, особенно когда кадры требуют движения камеры, но это своеобразное, отдающее специфической желтизной изображение выполняет очень важную функцию — вызывает у зрителя некий подсознательный отклик, создает леденящую душу иллюзию присутствия, не прибегая к исчерпавшему себя ныне жанру мокьюментари.

Несмотря на технический аспект, «Не в себе» все равно остается в рамках большого жанрового кино, которое в последнее время, прямо скажем, переживает кризис. Избегая все самые пошлые очевидные приемы вроде скримеров и неожиданных поворотов ради неожиданных поворотов, фильм рассказывает простую, но по-настоящему пугающую историю, главным героем которой, если подумать, мог быть каждый из нас. И, конечно, Содерберг не был бы Содербергом, не умудрись он между классическими хоррор-элементами и повествовательными тропами вставить несколько оригинальных мыслей относительно чувства привязанности, системы здравоохранения и много чего еще.

Но, несмотря на все его новаторство и экспериментальность, никаких откровений от «Не в себе» ждать не стоит. Фильм не собирается переизобретать жанр психологического триллера или открывать в нем новые границы — если дело не касается финансового вопроса, естественно. За исключением, опять же, визуального решения, Содерберг не нарушает правил игры, а, словно герой другого своего недавнего проекта, действует внутри нее, отсекая все лишнее и оставляя лишь самое важное. Чего в мире, где каждый второй триллер оборачивается сном собаки или скучным exploitation'ом, вполне достаточно.