Берлинале-2018: Дневник 20 февраля
Cinemaholics Team,

20 февраля мы были свидетелями нового фильма Гаса ван Сента, спящего на пресс-конференции Хоакина Феникса, невероятной улыбки Уиллема Дефо, документальной ленты Сергея Лозницы и конкурсной картины про свинью-убийцу.


Не волнуйся, он далеко не уйдет / Don't Worry, He Won't Get Far on Foot
Competition, реж. Гас Ван Сент, в ролях: Хоакин Феникс, Джона Хилл, Джек Блэк, Руни Мара, Удо Кир

Получив в ходе автомобильной аварии паралич почти всего тела, Джон Каллахан — и без того имевший большие проблемы с алкоголем — начинает все сильнее прикладываться к бутылке. Не видя другого решения, он посещает общество анонимных алкоголиков и там знакомится с харизматичным психологом-самоучкой по имени Донни. Отсюда стартует его долгий путь реабилитации, в ходе которого Каллахан научится прощать, смотреть на вещи под другим углом, а в конце концов откроет в себе талант карикатуриста, позже прославивший его на всю Америку.

Гас Ван Сент очень бережно отнесся к истории и избежал соблазна чрезмерной драматизации (хотя поводов у него было немало), вместо этого построив повествование так, как бы этого, наверное, хотел сам Джон Каллахан — энергично, с прекрасным юмором и кучей колоритных персонажей: от раскаивающегося пьяницы с лицом Джека Блэка до невероятного Джоны Хилла — местного хипповатого эквивалента героя Уильямса из «Умницы Уилла Хантинга».

Подробнее читайте в нашей рецензии

Единственное, что хочется рассказать о пресс-конференции фильма — у Хоакина Феникса, когда он не притворяется спящим и не троллит журналистов за банальные вопросы, просто потрясающая энергетика (впрочем, когда троллит, тоже). Еще из замечательного — Удо Кир рассказал, что на съемках ему пришлось очень много пить, но это, разумеется, исключительно ради работы.


День победы
Panorama, реж. Сергей Лозница

Трептов-парк в Берлине — один из самых крупных мемориалов, посвященных Второй Мировой Войне. Каждый год на 9 мая сотни людей со всего света (но по большей части, конечно, из стран СНГ) приезжают сюда, чтобы почтить память предков. С раннего утра до позднего вечера они расхаживают по месту захоронения тысяч солдат с красными флагами и в военной форме, распевают патриотические песни и делают селфи с памятниками. На целый день это место превращается в центр какого-то странного обряда, где соседствует искренняя гордость и банальная жажда внимания, где времена смешиваются в едином потоке людей, для которых День Победы давно приобрел какой-то свой, далекий от изначального, смысл.

Screenshot_1

После, мягко говоря, неоднозначной игровой картины «Кроткая» Сергей Лозница вернулся в формат документального кино, где он, судя по всему, чувствует себя на порядок увереннее. «День победы» очень аккуратно и ненавязчиво обнажает целый пласт пост-советской культуры и не самых приятных особенностей менталитета, на которые мы обращаем катастрофически мало внимания. Без единой постановочной сцены, подготовленного интервью или банального закадрового голоса Лозница показывает ужасающий диссонанс между тем, за что боролись солдаты в 40-х и тем, как их подвиг увековечен в сознании предков. На протяжении всех полутора часов хронометража на экране происходит полнейший абсурд, который, тем не менее, мы все давно воспринимаем как нечто обыденное: символика байкерских клубов на фоне статуи безымянному солдату; танцы на костях под невеселые военные песни, перемешанные с Олегом Газмановым.


Далее в программе была пресс-конференция Уиллема Дефо, который в этом году был удостоен почетного «Золотого медведя» (или почетный «Золотой медведь» был удостоен Уиллема Дефо, тут как посмотреть). На просьбы журналистов описать себя как актера и перечислить свои главные профессиональные достоинства Уиллем отказался, зато охотно рассказал, например, о работе с Ларсом фон Триером, отметив, что тот на самом деле очень дружелюбный человек (по конференц-залу прокатился гул недоверия), и он с удовольствием поработал бы с датским режиссером еще. Также актер признался, что ему нравится стареть и быть старым — сейчас у него больше возможностей, чем когда-либо.

В конце встречи с журналистами Уиллем Дефо рассказал о своих особенных отношениях с Берлинале. «В 1992 году, например, после премьеры фильма „Чуткий сон“ у меня состоялся очень важный разговор с Вимом Вендерсом, а сегодня он вручает мне почетного „Золотого медведя“, и мы до сих пор дружим, это невероятно», — отметил актер. Мы остались под большим впечатлением: у Уиллема невероятная энергетика, потрясающее чувство юмора и восхитительная улыбка.


Свинья / Pig / Khook
Competition, реж. Мани Хагиги, в ролях: Хасан Маюни, Лейла Хатами, Лейли Рашиди

Хасан — иранский режиссер, внесенный в стране в черный список: уже несколько лет ему не позволено снимать фильмы. Он чередует футболки с логотипами рок-групп, иногда играет в теннис с лучшим другом и перебивается рекламами отравы для насекомых. С женой они по взаимной договоренности создают видимость счастливого брака, дочь постепенно отдаляется, а окончательно его подкашивает предательство актрисы, в которую он влюблен: она устает ждать и уходит сниматься к другому режиссеру. На фоне всего этого неизвестный маньяк убивает одного за другим коллег Хасана по цеху и вырезает на их отрубленных головах слово «Свинья». Сам же режиссер, переживая из-за того, что убийца игнорирует его, лучшего фильммейкера в городе, в итоге становится главным подозреваемым.

42155007_304

«Свинья» начинается как задорная черная комедия с забавными диалогами, но потом шуток, пусть и смешных, становится так много, что это начинает немного раздражать. Не теряя темпа, картина ближе к середине меняет курс и постепенно превращается в попытку высказаться на несколько злободневных тем сразу. Тут и сталкинг, и осуждение со стороны общественности без суда и доказательств, и проблема того, что сейчас блогеры имеют большее влияние, чем полиция, и мысль о том, что люди готовы сочувствовать только «правильным» жертвам. Эта часть снята немного топорно: создается ощущение, что режиссер выставлял галочки в чек-листе. Тем не менее, это один из самых интересных фильмов конкурсной программы.


Наши корреспонденты из Берлина Даша Постнова и Ефим Гугнин каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.