Берлинале-2018: Дневник 15 февраля

15 февраля стартовал Берлинский кинофестиваль. И как стартовал — с одной из самых долгожданных премьер года, мультфильма Уэса Андерсона «Остров собак», от которого мы пришли в искренний восторг. К сожалению, вместе с нами под вечерним мокрым снегом подмокла и программа: посмотрели новый фильм Изабель Койшет и японскую мангу про странных школьников. Впрочем, обо всем по порядку.


Остров собак / Isle of Dogs
Competition, реж. Уэс Андерсон, в ролях: Брайан Крэнстон, Кою Ранкин, Эдвард Нортон, Лив Шрайбер, Грета Гервиг, Билл Мюррей, Джефф Голдблюм, Боб Бэлабан, Скарлетт Йоханссон

По всему Берлину развешаны листовки с надписью «Пропал пес!» (ну, это мы интуитивно догадались, потому что надписи сделаны на немецком и японском). Сначала ты сочувствуешь хозяевам, потом смеешься, потому что хозяин — Уэс Андерсон, и все это — милый и прекрасный маркетинговый ход для его нового мультфильма «Остров собак», которого мы очень ждали.

Правитель выдуманного японского города Мегасаки и любитель кошек мэр Кобаяши издает указ, по которому все собаки города должны быть сосланы на так называемый Мусорный Остров. В первую очередь он отправляет туда собственного пса-телохранителя Спотса, который несколько лет охранял племянника Кобаяши по имени Атари. Атари, успевший неслабо привязаться к своему питомцу, решает во что бы то ни было вернуть Спотса домой, а потому угоняет самолет и отправляет на Остров, где встречает множество разношерстных представителей собачьего мира, которым приходится выживать любой ценой.

«Остров собак» — это настоящий клондайк всех художественных приемов, благодаря которым работы Андерсона так легко узнаются с первых же кадров. Не сдерживаемый никакими условностями, неизбежно возникающими при съемке живых людей и локаций, он превратил каждую секунду ленты в маленькую оду стилю.

Нашу полную рецензию на фильм вы уже можете прочитать здесь.

Куча восхитительных людей в одной комнате. Джейсон Шварцман, Роман Коппола, Боб Балабан, Билл Мюррей, Грета Гервиг, Брайан Крэнстон, Уэс Андерсон, Кою Ранкин, Лив Шрайбер, Джефф Голдблюм, Куничи Номура на пресс-конференции #IsleOfDogs ❤❤❤ обязательно прокрутите до конца, чтобы посмотреть, как каст поет тему фильма. Мы уже посмотрели мультфильм, первые впечатления вы можете найти в нашем телеграм-канале, а полная рецензия скоро появится на сайте! #berlinale #berlinale2018 #синемаголикивберлине

Публикация от ✞ CINEMAHOLICS ✞ (@thecinemaholics)

Сразу после показа «Острова собак» началась пресс-конференция мультфильма. Слишком много замечательных людей на квадратный метр: Джейсон Шварцман, Роман Коппола, Боб Балабан, Билл Мюррей, Грета Гервиг, Брайан Крэнстон, Уэс Андерсон, Кою Ранкин, Лив Шрайбер, Джефф Голдблюм, Куничи Номура, Тильда Суинтон. Даже не все участники уместились за стол: Тильда Суинтон, например, сидела в первом ряду зала. Общение с прессой прошло весело, каст трижды прерывал журналистов песнями: темой фильма, поздравлением Кою Ранкина (озвучившего малыша Атари) с днем рождения и переделанной Биллом Мюрреем под имя Боба Балабана Barbara Ann Beach Boys. На вопрос о том, как Андерсону удалось собрать такой звездный каст, режиссер отшутился: «Ну, знаете, это все-таки мультфильм, поэтому здесь не отвертишься простым "Я сейчас слишком занят". Записать голос можно в любое время и где угодно, хоть прям дома. А вообще я собрал здесь либо людей, с которыми множество раз работал, либо тех, кем многие годы восхищался».

Также Уэса Андерсона спросили, почему для отражения сегодняшней картины мира он выбрал именно героев-собак. Режиссер ответил, что вообще-то сначала выбрал собак, а уже потом решил отражать через них картину мира (и сорвал апдлодисменты аудитории, что неудивительно). На вопрос о политизированности мультфильма Андерсон сказал следующее: «Когда мы только начинали работать над фильмом, мы полностью выдумали и это место, и, соответственно, политику в нем. Но с течением времени мир в картине начал меняться, и мы решили, что будет уместно почерпнуть что-то и из реальной жизни».

Как и в предыдущем своем мультфильме «Бесподобный мистер Фокс», режиссер старался по минимуму использовать графику. Для всех героев были сделаны реалистичные модели; Андерсон отметил: «Конечно, сразу видно, что это модели, ты никого не надуешь. Но таким образом я будто отдаю должное истории кинематографа». Самой неожиданной трудностью, с которой они столкнулись во время работы над картиной, было то, что модели песиков, оказывается, не могут улыбаться. «Вот ты уже 2,5 года работаешь над фильмом, и тут выясняется, что твои герои, оказывается, не могут улыбаться. И ты переделываешь куклу, что-то добавляешь — у тебя просто нет выбора».


Книжный магазин / The Bookshop
Berlinale Special, реж. Изабель Койшет, в ролях: Эмили Мортимер, Билл Найи, Патриша Кларксон, Джеймс Ланс

В этот день нам еще пришлось пережить фильм Изабель Койшет The Bookshop. Интуиция, конечно, сразу подсказывала, что ничем хорошим все это не кончится, но вера в неожиданное светлое будущее и Билла Найи взяла верх.

Флоренс Грин (Эмили Мортимер) уже 16 лет не может перестать оплакивать погибшего на войне мужа. Как-то раз увидев вдалеке местного отшельника (Билл Найи в костюме британского шпиона), она решает открыть в своем захолустном городке книжный магазин. Если вам кажетя, что предыдущее предложение не имеет смысла, то вам не кажется, но именно так все и происходит. Мотивация героини заключается в том, что они с мужем очень любили читать — это мы узнаем по бесконечным туманным флэшбекам, в которых они с мужем, внимание, читают (если честно, создается впечатление, что в браке они больше ничего другого не делали). Причем открыть книжную лавку она собирается не абы где, а в Старом доме — историческом здании, на которые давно имеет виды местный серый кардинал Вайолет Гамарт (Патриша Кларксон — в платьях одно хуже другого). Все ее от этой затеи отговаривают: вражда с миссис Гамарт и бизнес-план «я просто люблю читать» — так себе подспорье для успеха. И, знаете, лучше бы иногда герои фильмов в стиле «через тернии к звездам» слушали доводы разума.

the-bookshop

Панибратство среди законодателей, бюрократия, предательство, близость к банкротству — вот, с чем ожидаемо приходится столкнуться главной героине. Поддерживают ее и ее магазин только маленькая помощница Кристина (Хонор Нифси) и Билл Найи, который благодаря Флоренс открывает для себя Рэя Брэдбери и перестает быть таким таинственным. Вроде бы хорошие правильные люди делают хорошие правильные вещи, пытаясь бороться с локальным злом, но от того, как это снято, начинает тошнить где-то на второй минуте, и вот ты уже на стороне антагонистов — мечтаешь, чтобы этот книжный магазин побыстрее закрыли. Не получается даже смеяться над абсурдностью того, что происходит на экране, потому что все сделано с серьезной миной и сильным надрывом.


На берегу реки / River's Edge / Ribazu ejji
Panorama, реж. Исао Юкисада, в ролях: Фуми Никайдо, Ре Есидзава, Аои Морикава

Вишенкой на торте в программе стояло открытие секции «Панорама» фильмом River's Edge Исао Юкисады. Харуна Вакагуса — простая японская школьница с простым набором японских школьных проблем: уроки девушку откровенно не интересуют, отец ушел из семьи, а глуповатый парень изменяет ей с лучшей подругой и постоянно издевается над местным изгоем Итиро Ямадо. Волею судеб Харуна начинает сближаться с Ямадо, который глубже погружает ее в свои переживания (и, ко всему прочему, признается в гомосексуальности) и показывает ей свое «главное сокровище» — безымянный труп на берегу реки, который важен для Итиро как символ обладания чем-то секретным и странным.

p12-schilling-riversedgerev-a-20180216-870x580

«На берегу реки» — это экранизация одноименной манги, изданной в далеком 1993 году. По уверению самого Юкисада, именно это произведение вдохновило целое поколение на истории про повседневную жизнь японских школьников с необходимыми атрибутами в лице секса, наркотиков и убийств. И именно этот факт сыграл с «На берегу реки» очень злую шутку. Хотя это все еще далеко не плохой фильм, в котором есть очень подлинные эмоции, какое-то специфичное мрачное чувство юмора и несколько крайне занимательных визуальных находок, основной повествовательный костяк фильма ощущается, мягко говоря, вторичным.

Здесь есть абсолютно все вещи, которые вы ожидаете увидеть в подобной истории, и даже с осознанием того, что на момент написания первоисточника эти приемы еще не успели превратиться в клише, избавиться от навязчивого чувства дежавю будет очень сложно. Но если все же суметь абстрагироваться от контекста, «На берегу реки» расцветает совершенно другими красками, благо, Юкисада действительно умеет строить отношения между своими героями, актерские работы тут очень даже убедительны и, к тому же, порой фильм бывает очень смешным.


Наши корреспонденты из Берлина Даша Постнова и Ефим Гугнин каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.