«Холодная война»: Черно-белые дни

Zimna wojna / Холодная война
Режиссер: Павел Павликовский
В главных ролях: Джоэнна Кулиг, Томаш Кот, Борис Шиц, Агата Кулеша
Дата премьеры в РФ: 23 июля на Strelka Film Festival by Okko

1949 год. Музыканты Виктор (Томаш Кот) и Ирена (Агата Кулеша) объезжают польские провинции и устраивают отборы в стиле «Минуты славы», чтобы найти талантливых исполнителей. Их цель — сформировать народный танцевально-музыкальный ансамбль и уехать с гастролями в Европу.

На одном из прослушиваний Виктор замечает Зулу (Джоэнна Кулиг), самоуверенную и немного нахальную девушку. Между ними пробежит искра, а свою страсть они примут за любовь всей жизни. Следующие 15 лет музыканты будут встречаться и расставаться в послевоенной Европе, которую стремительно охватывает холодная война.

Космополит Павел Павликовский после возвращения в родную Польшу переквалифицировался из бывшего документалиста и режиссера современных мелодрам в первоклассного стилизатора. Его «Ида», созданная по пособию «Снимаем кино, как в шестидесятых», стала инди-хитом в прокате США, а потом собрала мешок наград. Спустя 5 лет Павликовский, придерживаясь золотого правила «Не меняй того, что приносит Оскары», выпускает «Холодную войну», частично основанную на жизни своих родителей (и посвященную им же).

coldwar2-2000-2000-1125-1125-crop-fill

Первое, что бросается в глаза зрителю — техническое сходство «Войны» с «Идой». Снова черно-белое изображение в формате 4:3, плавная операторская работа, длинные планы, игра со светом и отстраненная режиссура. Правда, в «Холодной войне» Павликовский уже виртуозно оперирует этими приемами, добавляя к ним усложненную мизансцену в музыкальных и танцевальных номерах. И если возможная «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля могла вызвать споры, то награда за лучшую режиссуру безусловно достойна его таланта.

MV5BYzBjZDM1NDEtNTkzYi00NzMwLTk0YjgtZWI0MGE0N2Y4MWY1XkEyXkFqcGdeQXVyMTEwMTY3NDI@.V1

К сожалению, как это часто бывает, за пиршеством формы скрывается блеклое содержание. Показать историю 15-летней любви на фоне меняющейся Европы за 80 минут — практически невыполнимая задача. Павликовский прогоняет зрителя по череде 5-10 минутных эпизодов, которые происходят с разницей в 2-3 года, теряя в пробелах искренность и правдоподобность. Спасают положение актеры, Томаш Кот и сердце фильма – Джоэнна Кулиг. У этого дуэта была сложная задача играть одних и тех же персонажей, параллельно показывая, как при каждом появлении герои в течение 15 лет становятся другими людьми. Это 15 лет борьбы сначала со всем миром, а потом друг с другом ради того, чтобы их любовь стала вечной.

На финальных титрах рождается подозрение, что фильму остро не хватает еще полчаса экранного времени, чтобы хоть как-то начать сопереживать героям. Конечно, схожим образом критиковали «Иду», но тогда намеренно упрощенный сценарий можно было оправдать камерной историей и действием в пару дней. С эпопеей в полтора десятилетия так сделать не получится.