Получать цветы и подарки 8 марта, конечно, приятно, но давайте вспомним об истоках этого праздника, который изначально был символом борьбы за равенство полов и уважение к женскому труду. В честь этого мы составили неочевидный список фильмов, в которых главные героини – независимые и сильные духом женщины.
Она / Elle, 2016
Реж. Пол Верхувен
Героиня блистательной Изабель Юппер в последней картине Пола Верхувена живет одна в своем комфортном воображаемом мире. При этом на работе она — настоящий лидер, да и в других сферах жизни тоже: ей ничего не стоит, например, толкнуть машину бывшего супруга, а также спать с мужем своей лучшей подруги и быть невероятно сексуальной в возрасте 60-ти с хвостиком. Это все вполне укладывается в сознании женщины, которая больше не хочет быть жертвой (после особо травматичного детства) и превосходно справляется с ролью поистине сильного человека.
Глория / Gloria, 1980
Реж. Джон Кассаветис
Джон Кассаветис за свою карьеру создал множество невероятных женских образов (большая часть которых, как известно, досталась его жене). «Глория» – не исключение: фильм получил единственную номинацию на «Оскар» как раз за лучшую женскую роль, которую исполнила великая Джина Роулендс.
Глория Свенсон в одиночку противостоит целому отряду гангстеров, которые охотятся за маленьким пуэрториканским мальчиком, чей отец был тесно связан с мафией. Одна Глория с револьвером, кажется, способна поставить Нью-Йорк с ног на голову. Открывшие охоту бандиты (далекие от скорсезовских «Славных парней») на фоне девушки смотрятся совсем ничтожно. Люк Бессон, создавая «Леона», будто вывернул «Глорию» наизнанку и добавил голливудского лоска, но переплюнуть оригинал ему не удалось.
Дикая / Wild, 2014
Реж. Жан-Марк Валле
«Дикая» – это мощная и духоподъемная картина, за которой стоит могучая команда: в режиссерском кресле – Жан-Марк Валле, продюсер и исполнительница главной роли – Риз Уизерспун, буквально вцепившаяся в свою героиню, мятежную наркоманку с хромающим на обе ноги инстинктом самосохранения. За два часа экранного времени Шерил проходит два пути одновременно: она не только путешествует из пункта А в пункт Б, но и осуществляет некий внутренний маршрут, в ходе которого из «маленького человека» превращается в женщину-кремень, которая понимает, что жизнь – она как песок, утечет сквозь пальцы и не заметишь. Не зря на протяжении всей картины Стрэйд делает заметки в путевых журналах, где обязательно кого-то цитирует, как будто хочет опереться на чьи-то великие плечи; к концу фильма подпорки ей уже ни к чему.
Джой / Joy, 2015
Реж. Дэвид О. Расселл
Джой Мангано – провинциальная девушка, которая крутится на нескольких работах, воспитывает двоих детей, служит щитом в постоянных перепалках своих родителей и второй год не может заставить съехать бывшего мужа из подвала. Однажды она задается вопросом: «как я докатилась до такой жизни, и под каким камнем погребены мои мечты?». Ответ на этот вопрос приходит ей во сне в виде юной беззаботной себя, которая когда-то любила изобретать классные штуки и верила в счастливое будущее. Проснувшись, Джой решает, что не может больше так жить, и делает ставку на воплощение своей мечты: берет второй залог под дом, чтобы дать жизнь своему чудесному изобретению. Но великие свершения не происходят по щелчку пальца, и чем ближе Джой подбирается к выполнению поставленной задачи, тем больше препятствий встречает на своем пути.
Фильм Дэвида О. Расселла «Джой» – это своеобразная сказка, в которой не нашлось места принцу. Главная героиня без посторонней помощи проложила путь к своему успеху, построив целую телемагазинную империю с нуля и став вдохновляющим примером для женщин. Из чего следует вывод: если жизнь даёт тебе лимоны – сделай из них самоотжимающуюся чудо-швабру.
Тельма и Луиза / Thelma & Louise, 1991
Реж. Ридли Скотт
Жизнь Тельмы превратилась в бытовой ад из-за мужа-собственника, который искренне верит, что место женщины – на кухне. Луиза же устала от обслуживания столиков в грязной забегаловке, поэтому у давних подруг возник план – оставить свои заботы и депрессивных мужчин и отправиться в путешествие. С этого момента начинается история о настоящей дружбе: подруги всегда прикрывают друг другу спину и даже умудряются совершить преступление, спасаясь от угрозы в лице пьяного мужчины с техасским акцентом.
Снятый в начале 90-х фильм стал одним из символов феминистического движения. Ридли Скотт знает, как создавать сильных женских персонажей, которые и в горящий космический корабль войдут, и Чужого на скаку остановят, и от наряда полиции сбегут.
Любовь и дружба / Love & Friendship, 2016
Реж. Уит Стиллман
Мастер диалогов Уит Стиллман экранизировал эпистолярный роман Джейн Остин «Леди Сьюзен» с точки зрения современного человека. Если нравоучительный взгляд писательницы жаждет справедливости, и в ее истории находится место наказанию для героини, которая добивается своего не самым праведным путем, то Стиллман смотрит на фигуру леди Сьюзен иначе — с невольным восхищением.
Главной героине не нужно ни осуждение, ни поощрение — она сама берет все, что посчитает нужным (с поправкой на реалии 19 века). И ей, в отличие от книжного персонажа, даже не приходится примерять множество масок и притворяться сверх меры. Ограниченность людей (по большей части мужчин) приводит к тому, что легкий росчерк ее пера и едва заметное движение бровью могут дать леди Сьюзен желаемое. Таков взгляд на эту историю современного человека, освободившегося от оков былых приличий, но оставшегося заключенным в нерушимые рамки желаний — капитуляция человеческого существа перед сочетанием ума и красоты, которое не могут перечеркнуть зыбкие понятия морали.
Водолей / Aquarius, 2016
Реж. Клебер Мендонса Филью
Донна Клара, признанный музыкальный критик, отказывается продавать свою квартиру строительной компании и в одиночку противостоит корпорации, отстаивая свое право на память. Внутренний стержень главной героини когда-то помог ей пережить и рак, и разруху в стране (которая тоже в своем роде была больна), так что сломить ее решимость не так просто, как думают бизнесмены.
Упертость донны Клары обусловлена не какой-то вредностью или излишним консерватизмом — она намерена отстаивать свой взгляд на положение вещей: для нее здание и комод в квартире — это не просто стройматериалы, а в первую очередь физическое воплощение воспоминаний. У Клебера Мендонсы Филью получился не только социальный манифест, но и, с позволения сказать, вдохновляющее кино, оперирующее простыми и яркими образами.
Служанка / The Handmaiden , 2016
Режиссер: Пак Чхан-Ук
Girl power по Пак Чхан-Уку не знает границ фантазии. В корейской экранизации британского романа присутствуют сразу два сильных женских героя, которые строят планы сначала независимо друг от друга, а позже превращают их в заговор. Леди Хидеко в исполнении Ким Мин-Хи прекрасно справляется с ролями как жертвы, так и агрессора. Картина в очередной раз доказывает, что женщины — вовсе не беззащитные существа, вынужденные мириться со своей судьбой, а свободные личности, которые способны на многое ради своего личного счастья.
Кловерфилд, 10 2016 / 10 Cloverfield Lane, 2016
Реж. Дэн Трахтенберг
Мишель собирает вещи и уезжает из города в направлении сельской местности, пока ее возлюбленный пытается по телефону исправить положение. Внезапно в ее машину кто-то врезается — и просыпается она прикованной наручниками к стене в помещении без окон. Взаперти ее держит странный мужчина Говард, утверждающий, что спас Мишель от верной гибели, ведь снаружи произошла катастрофа, из-за которой погибли все люди. Мишель является мощным женским персонажем, который в скором времени должен стать кинотрадицией — уязвимая, но рассудительная и изобретательная. Мэри Элизабет Уинстед великолепна в этой роли.
Отрицание / Denial, 2016
Реж. Мик Джексон
Писательница и историк Дебора Е. Липштадт, выпустившая книгу о движении отрицания Холокоста, сталкивается с судебным иском за клевету от историка и антисемита Дэвида Ирвинга, которого упомянула в своем произведении. В итоге на Дебору сваливается огромная ответственность: ей предстоит не только восстановить свою репутацию, но и доказать очевидное. Главной героине приходится столкнуться не только с наглой ложью и искаженными фактами, но и вступить в борьбу с самой собой. Её взбалмошный характер и прямолинейность плохо сказывались на ходе судебного процесса, но Деборе удалось взять свои чувства под контроль, продемонстрировать стойкость духа и выиграть один из самых знаменитых судебных процессов в истории.