«Джой»: Рождественская Сказка Для Взрослых

Катя Карслиди,

На феминистической волне 2015 года выходит фильм, основанный на жизни матери-одиночки, которая смогла. Историю нельзя назвать байопиком, скорее сказкой для взрослых, и в самом начале этой сказки нам ясно дают понять, что принцу в ней места не нашлось.

Джой Мангано – провинциальная девушка, которая крутится на нескольких работах, воспитывает двоих детей, служит щитом в постоянных перепалках своих родителей и второй год не может заставить съехать своего бывшего мужа из подвала. Однажды, сидя на кухне с подругой детства, она задается вопросом: «как мы докатились до такой жизни, и под каким камнем погребены наши мечты?». Ответ на этот вопрос приходит ей во сне в виде юной беззаботной себя, которая когда-то любила изобретать классные штуки и верила в свое счастливое будущее. Проснувшись, Джой решает, что не может больше так жить, и делает ставку на воплощение своей мечты: она берет второй залог под дом, чтобы дать жизнь своему чудесному изобретению. Но великие свершения не происходят по щелчку пальца, и чем ближе Джой подбирается к выполнению поставленной задачи, тем больше препятствий встречает на своем пути.

Если Золушка бросила свою швабру после того, как встретила принца, то у Джой все произошло в точности наоборот.

Особенности жанра (если уж мы решили, что это своеобразная сказка) обычно исключают наличие нейтральных персонажей в сюжете – они либо положительные, либо отрицательные. В среднестатистической драме такой подход всегда смотрится вычурно, но в данном фильме этот прием только придает харизмы. Бабушка Джой (чей закадровый голос повествует нам историю) чем-то напоминает добрую фею-крестную, новая любовница отца – злую мачеху, не обойдется тут и без завистливой сестры, даже верный друг с функцией палочки-выручалочки тут как тут. Каждый занят выполнением своей роли: бабушка поддерживает главную героиню добрым словом, пока остальное окружение Джой пытается превратить её существование в семь кругов рутинного ада.

Наверное, если бы каждый раз, сталкиваясь с демотивирующими напутствиями в стиле «ты не сможешь», «у тебя ничего не получится», «забудь про свои глупые мечты» и классикой жанра «ты ни на что не способен», мы получали по центу – то в мире не осталось бы ни одного малоимущего. Но принимая эти слова за правду, мы берем ответственность за свой выбор и в конце во всех неудачах можем винить только себя. На примере главной героини нам лишний раз напоминают, как важно иногда идти на риски, слушать свой внутренний голос и следовать за своей мечтой. С одной стороны, кажется, что тема настолько избита, что ты можешь почувствовать вкус её крови при просмотре фильма. С другой стороны, если о таких вещах постоянно не напоминать, то мы легко можем забыть простую истину: «Слушай свое сердце или потом не жалуйся».

Джой и не подозревала, что, настояв на своем и преодолев все нелегкие жизненные квесты, все её мечты действительно исполнятся. И если раньше, когда мы смотрели «Золушку» или «Спящую красавицу», мы воспринимали все действие как небылицу, сказка про Джой и её чудо-швабру в итоге должна заверить зрителя: чудеса действительно случаются, если время от времени давать отпор страху и лени и верить в себя. Это именно та история, которая нам нужна в Рождество, и в ней ровно столько волшебства, сколько бывает в реальной жизни.

Персонаж Джой в исполнении Дженнифер Лоуренс получился настолько живой, что ей невозможно не сопереживать. Поэтому любые претензии относительно актрисы аннулируются, несмотря на тот факт, что её амплуа в фильмах О. Рассела практически не отличаются друг от друга. Мы уже привыкли, что они с Брэдли идут в одном комплекте, иногда дополняемые Робертом Де Ниро как праздничным бонусом. Вот появление Изабеллы Росселлини было приятным сюрпризом, хотя все второстепенные персонажи служили Лоуренс декорациями, поэтому иначе как пустой растратой потенциала их появление не назовешь.

Что мы усвоили, посмотрев этот фильм: если жизнь даёт тебе лимоны – сделай из них самоотжимающуюся чудо-швабру.

Катерина Карслиди