«Любовь и дружба»: Some of them want to get used by you

Анастасия Муяссарова,

Любовь и дружба / Love & Friendship
Режиссер: Уит Стиллман
В главных ролях: Кейт Бекинсейл, Хлоя Севиньи, Завье Самюэль, Морфидд Кларк, Эмма Гринвелл
Дата премьеры: 18 августа

Миссис Вернон крайне обеспокоена новостью о приезде леди Сьюзен — вдовы ее почившего родственника, которая слывет самой искусной кокеткой в Англии и имеет отнюдь не безупречную репутацию, заработанную своим поведением в последнем месте пребывания. Каковы намерения леди Сьюзен и стоит ли прятать всех мужчин в округе — пока остается загадкой.

В фильмографии Уита Стиллмана экранизация романа Джейн Остин (источником служит произведение «Леди Сьюзен», а не «Любовь и дружба», как можно подумать из названия) кажется вполне закономерным шагом. Удивительное чувство меры и филигранный юмор режиссера как нельзя лучше сочетаются с литературным гением Остин, чье остроумие придает произведениям такую легкость. Стиллману удалось не только сделать сюжет кинематографичным, что непросто, учитывая эпистолярный жанр романа, но и переложить произведение на новый лад, не пошатнув его основ. Режиссер добивается складности повествования введением новых персонажей или фривольным перемещением старых, при взаимодействии с которыми главные герои могут раскрыть свои мысли и истинные намерения. Есть в картине и буквальное чтение писем с проекцией некоторых фраз на экран, но в большинстве своем события, описанные в книге через послания, в фильме действительно происходят. Это потребовало написания новых диалогов, которые, впрочем, легко принять за остиновские.

Нравоучительный взгляд писательницы невольно жаждет справедливости, и в истории леди Сьюзен находится место если не наказанию, то хотя бы разочарованию для героини. Стиллман же смотрит на людей в упор, без ложной лести, и они — идиоты, заключенные в рамки гордости, предубеждения, чувства и чувствительности, потому что для Уита ограниченность — неизбежная черта человеческой натуры, и, надо признать, в этом есть своя правда. Именно по этой причине режиссер не ищет осуждения или поощрения для леди Сьюзен — она сама берет все, что посчитает нужным. И ей, в отличие от книжной героини, даже не приходится примерять множество масок и притворяться сверх меры. Глупость людей приводит к тому, что легкий росчерк ее пера и едва заметное движение бровью могут дать леди Сьюзен желаемое. Это взгляд современного человека, освободившегося от оков былых приличий, но оставшегося заключенным в нерушимых рамках желаний, — капитуляция человеческого существа перед сочетанием ума и красоты, которое не могут перечеркнуть зыбкие понятия морали. Поклонников жанра классического романа такой подход может расстроить своим недоверием к высоким материям, но в то же время он не может не восхитить хладнокровной точностью, с которой автор изображает положение дел.

Мелодраматическое кино про аристократов давно просило режиссерских навыков Стиллмана: легкая манерность, которую Уит продемонстрировал еще в «Золотой молодежи», изящное препарирование неудобных тем и бесконечная острота взгляда, которая даже представление героев в анкетной форме превращает в гибкий инструмент повествования — что может быть лучше для произведения Джейн Остин?

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)