«Власть»: Игра на повышение

Оля Смолина,

Vice / Власть
Режиссер: Адам МакКей
В главных ролях: Кристиан Бейл, Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Эми Адамс, Наоми Уоттс, Джесси Племонс, Элисон Пилл, Лили Рэйб, Тайлер Перри
Дата премьеры в РФ: 21 февраля

Бывший министр обороны и вице-президент США Дик Чейни (Кристиан Бейл) не всегда заведовал делами в Белом доме. Когда-то он был простым студентом-раздолбаем, отчисленным из Йельского университета из-за беспробудного пьянства. У Чейни был низкий порог амбиций, но сильная и волевая жена Линн (Эми Адамс) не позволила ему похоронить свои таланты на дне бутылки. Так началась самая большая политическая игра в его жизни.

Завершив образование в университете Вайоминга, Чейни становится помощником республиканца Дональда Рамсфелда (Стив Карелл), а затем получает работу в администрации президента Ричарда Никсона. Однако своим карьерным триумфом Чейни обязан Джорджу Бушу-младшему (Сэм Рокуэлл), знакомство с которым помогает ему проложить путь к овальному кабинету.

Неожиданный успех экранизации неэкранизируемой книги об ипотечном финансовом кризисе США позволил Адаму МакКею сменить амплуа режиссера глуповатых комедий на постановщика серьезных биографических фильмов. К слову, окончательно поставить крест на работе с Уиллом Феррелом и Джоном Си Райли МакКею все-таки не удалось — их последний совместный шедевр «Холмс и Ватсон» вышел при его непосредственном участии. Но пусть, как говорится, это останется на его совести. Новая картина режиссера, получившая название Vice («Вице»), с легкой руки российских локализаторов была переименована во «Власть», что к счастью, недалеко от правды.

МакКей снял нетрадиционный во всех смыслах байопик об одной из самых загадочных фигур Белого дома — Дике Чейни. Именно этот человек, по мнению самих американцев в том числе, оставил множество позорных пятен в истории США — вторжение военных в Ирак и Панаму, а также проведение методов расширенного допроса, или, проще говоря, пыток на секретной базе ЦРУ в Гуантанамо после событий 11 сентября. Дик Чейни был несменным серым кардиналом при правительстве Джорджа Буша-младшего, настоящей акулой от мира политики, готовой рвать и метать, подмять под себя все, что плохо лежит — вот, казалось бы, о чем должна быть новая картина Адама МакКея.

vice-publicity_still-h_2018

Однако режиссер избрал путь максимального сопротивления — он не стал превращать Чейни в абсолютное зло. Напротив, в какой-то момент неповоротливый и молчаливый политик в исполнении потолстевшего и облысевшего Кристиана Бейла, который в очередной раз не удержался от шокирующих экспериментов над собственным телом, становится симпатичен зрителю. Правда, ненадолго. Благодаря нелинейному сюжету МакКею удается провести параллели между Диком Чейни-любящим мужем/заботливым отцом и Диком Чейни-хладнокровным воротилой в Белом доме. Постановщик дает зрителю возможность самостоятельно понять, когда именно власть развращает Чейни окончательно, навсегда перечеркивая образ примерного семьянина.

И все же, для большинства зрителей биографическая картина о закулисных интригах в Белом доме слабо ассоциируется с идеальным фильмом для пятничного вечера. Стараясь сделать свою историю максимально доступной, МакКей обращается к приемам, которые уже использовал во время адаптации «Игры на понижение», на этот раз доводя их до еще большего градуса абсурда. Закадровый голос впервые получает не только тело, но и лицо (Джесси Племонс). Его происхождение — интрига, которая будет держаться до самого конца, однако финальный твист расставит все по своим местам.

Vice

Хаотичные крупные планы оператора Грейга Фрейзера («Цель номер один») и лихорадочный монтаж Хэнка Коруина («Прирожденные убийцы») вносят свою лепту в упрощение фактуры истории и облегчении тяжеловесной фигуры ее центрального персонажа. Сложно не отметить выдающуюся работу композитора Николаса Брителла («Лунный свет»), которого неожиданно оставили без оскаровской номинации. Но самой большой похвалы заслуживает команда Грега Кэннома, Кейт Биско и Патриции Дехани, которые проделали по-настоящему титанический труд, проработав образы политической элиты США тех времен до мелочей.

И все же, несмотря на все достоинства, «Власть» — во многом слишком противоречивый фильм, особенно для среднестатистического американского зрителя, не готового воспринимать один из самых тяжелых периодов истории своей страны в формате едкой, местами издевательской сатиры. С другой стороны, российский зритель, лишенный этого травматического опыта, может просто оказаться вне контекста.