«Лицо»: Зовите экзорциста

Ефим Гугнин,

Лицо / Twarz
Режиссер: Малгожата Шумовска
В главных ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Мальгожата Гороль, Роман Ганцарчик, Дариуш Чиджнаки
Дата премьеры в РФ: 26 апреля 2018

Яцек (Матеуш Косьцюкевич) живет с родителями и братьями в маленькой польской деревушке, где люди до сих пор считают хард-рок уделом сатанистов, а регулярные походы в церковь — единственным достойным развлечением. Но на судьбу он не жалуется, хотя, конечно, родные достают его по поводу длинных волос и нестандартной одежды. Зато у него есть любящая девушка (Мальгожата Гороль), стабильная работа и всякие маленькие радости жизни. Работает Яцек, кстати, на местной большой стройке — около его деревни польское духовенство решило поставить самую огромную в мире статую Христа.

Именно там происходит трагедия: парень падает со строительных лесов огромной высоты. Он чудом остается жив, но врачам приходится провести трансплантацию всего лица, после которой то превращается в чуть менее жуткое подобие маски Майка Майерса. Яцек возвращается в родную деревню знаменитостью (ведь подобная операция была совершена впервые в Европе!), но это героя радует мало. Любящая девушка, увидев его, становится гораздо менее любящей, родная мать сторонится, и только сестра (Агнеша Подсядлик) искренне пытается помочь.

Малгожата Шумовска начинает фильм с замечательной сцены, никак не связанной с основным действием, но говорящей о картине все, что зрителю нужно знать. В ней толпа хмурых людей атакует «распродажу в нижнем белье»: голые тела переплетаются, толкают и топчут друг друга в отчаянной попытке урвать по дешевке телевизор или новую микроволновку. Все это, конечно же, в слоу-мо и под классическую музыку. Шумовска как бы говорит: «То, что вы увидите далее — это притча, сатира, но никак не история, которую стоит воспринимать в рамках реальности».

Фабула «Лица» очень незатейлива и прямолинейна. После прочтения синопсиса вам не составит никакого труда понять, по какому пути будет двигаться история, и куда она в итоге придет. Сценарные ухищрения и неожиданные повороты, очевидно, режиссера интересовали мало — куда больший акцент Шумовска делает на всем том, что окружает сюжетный костяк. Не зря она поместила действие в польскую деревню, причем именно ту, где строят огромную статую Христа (реально, кстати, существующую). Это позволило ей увести фильм из простой морали в духе «люди лицемеры и вообще плохие» и уйти в куда более остроумные размышления.

201815889_1

Проводя нехитрое сравнение между тем, как деревенские жители относятся к переменившемуся Яцеку и как к статуе Царя-Христа, «Лицо» довольно изящно вскрывает гнойные нарывы «праведного» польского общества — его алчность, жестокость и, что самое главное, абсолютную потерю моральных ориентиров. Люди строят огромные изваяния во имя религии, но не могут следовать даже простейшим ее заветам. Они пытаются доказать всему миру, как сильно любят бетонного Иисуса, забывая, что тот, вообще-то, просил любить ближнего своего.

Шумовска откровенно насмехается над консервативной клерикальной Польшей, как известно, одной из самых религиозных стран Европы. Но эта насмешка, как ни странно, совсем не злая. Там, где другой ушел бы в откровенную эксплуатацию и «чернуху» (а возможностей для этого в «Лице» немало), Малгожата сохраняет пускай и ироничную, но все же улыбку на лице.

rozha-scene

Она показывает колоритную польскую деревню одновременно с юмором и тревогой, но ни на секунду не дает усомниться в своей симпатии к этому месту. И эта любовь видна во всем, начиная от того, как снята картина и заканчивая персонажами. Все герои, даже самые отрицательные, излучают какую-то невероятную энергию — в чем, конечно, немалая заслуга актеров. Матеуш Косьцюкевич и Малгожата Гороль так и вовсе одними лишь взглядами делают то, чего иные экраные пары не добиваются и за сотни строчек диалогов. А человеку, ответственному за подбор музыки в фильме, хочется не то что руку пожать — расцеловать как минимум.