Тюльпанная лихорадка / Tulip Fever
Режиссер: Джастин Чадвик
В главных ролях: Алисия Викандер, Дэйн ДеХаан, Кристоф Вальц, Зак Галифианакис, Джуди Денч
Дата премьеры в РФ: 24 августа 2017 года.
В 17-м веке Голландия стала одной из самых могущественных держав. Судоходный промысел, рынок искусства, специй, фарфора и исключительной красоты тюльпанов образовали первую биржу в Европе. На фоне всего этого прелестная юная София из приюта (Алисия Викандер) выходит замуж за богатого бюргера Корнелиса (Кристоф Вальц). Спустя несколько лет счастливого (по мнению Корнелиса) брака, он приглашает молодого художника Яна ван Лоо (Дэйн ДеХаан) написать семейный портрет в интерьере. София и Ян встречаются взглядами, и становится понятно, что портретом дело не ограничится.
«Тюльпанная лихорадка» была снята по одноименной книге, написанной в 1999-м году британкой Деборой Моггак. Она прониклась культурой Северных Нидерландов, покупая на аукционе Кристис картины бытового жанра. Образы аккуратных хозяек и внимательных горничных, таинственные предметы интерьера вдохновили писательницу на исторический роман. Впрочем, это скорее тот случай, когда человек увлекается чем-то, не особо вникая в суть. Поверхностные знания о предмете помогли создать прекрасную видимость эпохи, но не прочувствовать ее.
Продюсер Элисон Оуэн влюбилась в книгу с первого взгляда и сразу же купила права на экранизацию. Режиссерами в свое время хотели быть Стивен Спилберг и Ридли Скотт, но в итоге проект пришлось отложить на 15 лет. За это время на горизонте появился постановщик Джастин Чадвик, подаривший миру «Еще одну из рода Болейн», а сценарий подготовил Том Стоппард, соорудив из романа некое подобие пьесы.
Золотой век Голландии достаточно редко появляется в кино. Лучшим образцами можно назвать эксперименты Питера Гринуэя с творениями Рембрандта и Гольциуса и «Девушку с жемчужной сережкой» Питера Веббера, показавшую картину Вермеера как романтическую историю. «Тюльпанная лихорадка» действительно построена на живописных образах: то и дело в темных интерьерах всплывают картины Питера де Хоха или Герарда Терборха. Создатели основательно покорпели над внешним лоском, но в итоге получилось несколько фальшиво.
Кальвинистские церкви никогда не выглядели, как разукрашенный помпезный собор в Норфолке, а художник никогда не писал во всех жанрах одновременно (такой удивительный талант был бы несметно богат).
Богатый драматический потенциал картины теряется за плоским сюжетом, сотканным из невнятных любовных и исторических хитросплетений. Многослойность повествования разбивается рваным монтажом, который призван подчеркнуть масштаб событий, но на деле наводит скуку. Замечательные Джуди Денч и Кристоф Вальц не успевают раскрыться в таких узких рамках, а молодые дарования Алисия Викандер и Дэйн ДеХаан безусловно очаровательны, но не более, хотя оба способны на многое. За комедию здесь отвечает пьянчуга Геррит, которого играет Зак Галифиаканкис, но даже он не делает фильм интереснее.
Фильм ценен с точки зрения беглого знакомства с культурой Голландии — передовой страны XVII столетия, чей быт, наряды и достижения могут быть интересны современному зрителю, но история, которую завернули в такую красивую оболочку, посредственна. Вся атмосфера загублена на корню, и под обложкой роскошной костюмированной драмы прячется откровенное бульварное чтиво.