Берлинале-2019: дневник 8 февраля

Во второй фестивальный день мы посмотрели нового Франсуа Озона (спойлер: хороший), нового Фатиха Акина (спойлер: ужасный), сентиментальную постапокалиптическую историю от Кейси Аффлека и душную испанскую ЛГБТ-драму о конверсионной терапии.


Крушитель системы / System Crasher / Systemsprenger
Competition, реж. Нора Финшелдт, в ролях: Хелен Зенгель, Альбрехт Шух, Габриэла Мария Шмайде, Матиас Бреннер

system

Бенни — девятилетнее белокурое чудо, в прямом смысле разрушающее все вокруг себя. В раннем детстве девочка пережила травматичное событие и с тех пор испытывает неконтролируемые приступы агрессии, систематически разбивает носы (и не только) всем окружающим и не дает дотрагиваться до своего лица никому, кроме матери. Проблема в том, что мать, в свою очередь, не готова к жизни с психологически нездоровым ребенком — на это есть свои причины, — поэтому Бенни кочует из одного детского приюта в другой, время от времени делая перерывы на психиатрическую клинику.

Дети, а особенно дети с заболеваниями — это sensitive subject, но Нора Финшелдт не выстраивает историю по однобокому сценарию «несчастный ребенок/жестокая система». Нет, героиня невероятно талантливой в своем безумии Хелен Зенгель — тот еще цветок жизни (разве что кактус), поэтому страдают все: и взрослые, и дети. Причем отрицательных персонажей в фильме вообще нет — все понимающие, терпеливые, поддерживающие, но иногда этого недостаточно и сделать ничего нельзя. Совершенно непонятно, что делать, если ты совсем не вписываешься в общество, причем твоей вины в этом по большей части нет.


По воле божьей / By the Grace of God / Grâce à Dieu
Competition, реж. Франсуа Озон, в ролях: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Жозиан Баласко, Эрик Каравака, Франсуа Шатто, Мартина Эрель

grace

Новая картина Франсуа Озона «По воле божьей» основана на реальной истории: в 2016-м году французскому священнику Бернарду Прейнату предъявили обвинения в домогательствах в отношении 70-ти мальчиков. Высшие церковные чины, как оказалось, были в курсе многолетних преступлений педофила, но закрывали глаза, принимали полумеры и всячески заминали ситуацию на всех уровнях.

Самое страшное — насилие над детьми — остается за кадром, но рассказывается от лица главных героев: то, как детально они помнят каждое действие 30-летней давности, действует намного сильнее. Озон фокусируется на том, как детская травма продолжает разрушать жизнь героев — взрослых успешных (и не очень) мужчин, окруженных любящими (и не очень) людьми. Никакого «срока давности» для таких вещей не существует. Все «аргументы», отговорки, оправдания, обвинения в сторону жертв мы слышим в основном из уст представителей церкви, одного из самых консервативных существующих институтов, но... Сюрприз, то же самое мы повсеместно слышим повсюду в светском обществе — и у Озона блестяще получается на частном случае разобрать общую проблему отношения общества к насилию и его жертвам.


Tremors / Temblores
Panorama, реж. Хайро Бустаманте, в ролях: Juan Pablo Olyslanger, Diane Bathen, Maria Telon

temblores-filmbild1

Постоянный гость Берлинале, режиссер индейского происхождения Хайро Бустаманте, в этом году привез на фестиваль картину о том, как сложно быть геем в консервативной испанской семье. Сюжет разворачивается вокруг почтенного отца семейства Пабло, который на пике кризиса среднего возраста бросает семью и детей ради молодого любовника. Все бы хорошо, только родственники Пабло — люди с традиционными семейными ценностями, которые, мягко говоря, не готовы к подобному повороту. Используя различные рычаги давления, они принуждают Пабло вернуться к жене и пройти конверсионную терапию. Тот, ествественно, ломается под напором близких и пытается изобразить выздоравление, тайком продолжая встречаться с возлюбленным.

Обязательная ЛГБТ-драма присутствует в программе любого уважаемого кинофестиваля. Иногда мы получаем «Зови меня своим именем», а иногда — Tremors, душное кино с сомнительным моральным подтекстом.


Light of my life / Свет моей жизни
Panorama, реж. Кейси Аффлек, в ролях: Кейси Аффлек, Элизабет Мосс, Анна Пневски

201910933_1_RWD_1380

Кейси Аффлек прибыл в Берлин с новым режиссерским проектом и сразу же попал в центр всеобщего внимания — еще бы, ведь его последяя картина, мокьюментари с участием Хоакина Феникса, выходила почти десять лет назад. За это время актер успел получить «Оскар», пережить развод и ввязаться в скандальную историю с харассментами. А еще, он познакомился с режиссером Дэвидом Лоури, который привил ему любовь к длинным планам и естественному освещению.

«Свет моей жизни», к счастью или нет, никак не связан с непростым жизненным опытом актера, однако воспринимать фильм вне контекста все равно не получается. Сюжет разворачивается в суровом постапокалиптическом будущем: большая часть женщин умерла по неизвестной причине, мужчины в одиночестве совсем одичали и начали бросаться друг на друга. Суровый и молчаливый отец с лицом Кейси Аффлека вынужден оберегать свою единственную дочь от покушений местных мародеров. Общими усилиями Аффлека-актера и Аффлека-режиссера на свет появилась картина о нескончаемой преданности и самоотверженности родительской любви, которая, тем не менее, на дает никаких откровений на уровне истории или киноязыка.

На пресс-конференции, посвященной фильму, Кейси Аффлек признался в любви франшизе «Безумный Макс». Как оказалось, он всегда мечтал снять фильм о постапокалиптическом будущем.


Belonging / Aidiyet
Forum, реж. Бурак Чевик

201913939_1_RWD_1380

Программа «Форум» Берлинского кинофестиваля — как коробка шоколадных конфет («Берти Боттс»): никогда не знаешь, какая будет вкусной, какой отравишься, а от какой уснешь. Вы вряд ли столкнетесь с этим фильмом в своей жизни, но если эта 0,5%-ная вероятность все же произойдет, поверьте, вы можете потратить эти 72 минуты намного продуктивнее. Идея хорошая: one night stand, закончившаяся женитьбой, убийством тещи и тюрьмой. Но реализация, задумывавшаяся, видимо, как концептуальная, вгонит любого в (летаргический) сон. Полчаса тематического видеоряда, под который главный герой рассказывает весь сюжет, затем полчаса фильма в классической форме, где уже показываются упомянутые события, но чуть подробнее. В общем, эдакое претенциозное упражнение в креативности.


The Golden glove / Der goldene Handschuh/ Золотая перчатка
Competition, реж. Фатих Акин, в ролях: Марк Хоземанн, Йонас Дасслер, Адам Боусдукс, Катя Штудт

16410

Постоянный участник Берлинале Фатих Акин привез на фестиваль свой новый фильм «Золотая перчатка», который еще до первого скрининга начали называть младшим братом триеровского «Дома, который построил Джек». И все же, подобное сравнение должно быть лестным для Акина. К сожалению, «Золотая перчатка» не может похвастаться ни визуальной выверенностью, ни тонкой самоиронией, которая была у «Джека».

Акин снял по-настоящему уродливое и мерзкое кино, которое хочется смыть с себя в душе сразу же после просмотра. В основу сюжета легла реальная история маньяка-убийцы Фрице Хонки, произошедшая в 70-х годах в Гамбурге. Этот человек изнасиловал, убил и расчленил множество женщин, которые имели несчастье познакомиться с ним в баре под названием «Золотая перчатка».


Наши корреспондентки в Берлине Даша Постнова и Оля Смолина каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.