«Богемская рапсодия»: За и Против

Cinemaholics Team,

Bohemian Rhapsody / Богемская рапсодия
Режиссер: Брайан Сингер, Декстер Флетчер
В главных ролях: Рами Малек, Люси Бойнтон, Джозеф Маццелло, Майк Майерс, Бен Харди, Гвилим Ли, Том Холландер
Дата премьеры в РФ: 1 ноября 2018 года

Многострадальный байопик о самой известной британской рок-группе претерпел немало изменений, пока добрался до больших экранов. В 2010 году Саша Барон Коэн, который изначально должен был сыграть Фредди Меркьюри, покинул проект вместе со сценаристом Питером Морганом (сериал «Корона»). Официальная версия ухода Коэна — творческие разногласия, неофициальная — актер не понравился музыкантам группы. Саша хотел честный сольный фильм о Фредди, в то время как Мэй и Тейлор настаивали на семейной картине про весь коллектив. В 2013 году появилась новая информация о том, что режиссером ленты станет Декстер Флетчер («Эдди „Орел“»), а исполнителем главной роли — Бен Уишоу («Парфюмер: История одного убийцы»), но и те вскоре покинули проект.

В ноябре 2015 года было объявлено, что сценарий к фильму напишет Энтони Маккартен («Вселенная Стивена Хокинга»). Позже стало известно, что режиссером назначен Брайан Сингер («Люди Икс»), а роль Меркьюри досталась Рами Малеку («Мистер Робот»). Казалось бы, на этом все, но беды «Богемской рапсодии» не закончились: в 2017 году Брайан Сингер был отстранен от съемок в связи с неподобающим поведением, и доделывать фильм пришлось Декстеру Флетчеру. К сожалению, история производства «Богемской рапсодии» по накалу намного перекрывает конечный результат, поскольку на выходе мы получили типичный байопик о нелегком пути к славе.

Однако мнения по поводу картины в редакции разделились, и поэтому мы с удовольствием вернули в строй рубрику «За и Против», где постарались дать два противоположных взгляда на фильм.


За:

Вместо того, чтобы сосредоточиться на темной стороне жизни Queen, создатели картины решили чествовать группу, напомнить о ее великом наследии, задокументировав главные вехи восхождения на музыкальный Олимп. Логичное решение, учитывая, что за 134 минуты невозможно охватить весь творческий путь коллектива и, собственно, жизнь Фредди. При этом фильм стартует спокойно, успевая показать нам детство молодого парса Фаруха, который сталкивается с непониманием со стороны родного отца и расизмом.

Почерк сценариста Энтони Маккартена виден невооруженным взглядом: тягучий темп позволяет зрителю полностью погрузиться в историю и пережить не самые веселые минуты жизни Фредди. Но потом врывается Сингер с крупными планами кошек Меркьюри и шутками, спокойствие идет ко дну и фильм неожиданно находит свою ноту.

xcaSYLBhmDzJ6P14bcKe0KTh3QV-1920x1080

Этому также немало способствует Рами Малек, который выжигает землю вокруг себя: в нем чувствуется невероятная мощь, сила, желание творить вперемешку с болью и неприятием самого себя. Он уверенно переходит от «истеричной королевы» к запутавшейся личности, в какой-то момент перенасытившейся дарами славы. В одном из интервью Малек рассказал о том, что как-то во время съемок они с Брайаном Мэем зашли в гости к сестре Фредди, Кашмире. Та, увидев Малека в образе, заплакала и сказала: «Это мой Фредди». Правда, надо заметить, что остальные персонажи фильма служат лишь для того, чтобы дать звезде Малека гореть как можно ярче.

Даже в формате краткой рок-энциклопедии лента умудряется вместить в себя многие детали личной жизни Меркьюри: например, не забыта Мэри (Люси Бойтон), девушка Фредди, которая даже после принятия им своей сексуальной ориентации осталась для него Love of my Life (помните эту балладу?). Рейтинг PG-13, естественно, не позволил показать весь разврат, что творился у Фредди на вечеринках, поэтому мы видим только красивый беспорядок после легендарных гулянок. Завершается фильм на высокой ноте «си», а именно знаменитым концертом Live Aid, для которого полностью воссоздали сцену на стадионе Уэмбли с многотысячной массовкой.

3c3a079414b9d67bbcb31a2b9d329cbd

Да, можно бесконечно ругать сценарий, роптать на безответственного Сингера, закатывать глаза на эпизодах под дождем и, заламывая руки, восклицать, мол, у блюда было слишком много поваров, чтобы хоть что-то получилось! Но дело в том, что если фильм не оправдал чьих-то надежд, это не значит, что его невозможно смотреть. Скинув груз чужих амбиций, «Богемская рапсодия» смогла показать крепкую дружбу «семьи», которая поддерживала и верила даже в самые безумные идеи ее членов. Этим песням нипочем ни сто раз переписанный сценарий, ни накладные усы, ни время. Сила — в музыке, и этот фильм тому подтверждение.

Мария Кордюкова


Против:

Еще на стадии трейлера проект был похож на фарс в смешных париках, а зная о всех проблемах, творившихся на съемочной площадке, логично было ожидать сомнительный результат. Но такого вульгарного байопика байопиковича образца 91 года даже самые циничные скептики не прогнозировали.

У фильма столько проблем, что даже не знаешь, с чего начать его ругать. По-хорошему, надо начать с щелчка Брайану Мэю за то, что тот отверг сценарий Питера Моргана, обозвал Сашу Барона Коэна глупым комиком и сказал, что тот никогда не сыграет Фредди. И правда, зачем показывать Фредди таким, каким он был на самом деле, когда можно в очередной раз явить миру романтизированный образ, который все так любят.

ii8IKYeVLDxz3449sbTglCLtKjb

В итоге получилась экранизация страницы Википедии на скорую руку под любимые песни Queen. Причем «на скорую руку» в буквальном смысле — хиты рождаются бодро и быстро, будто это проще, чем в магазин за пивом сбегать. То есть, условно, сидит Рами Малек с накладными зубами, что-то пишет на клочке бумаги и загадочно улыбается. Потом карикатурно говорит: «Это будет хитом» — и boom, как говорится, pregnant. Экономя время на действительно важных периодах истории группы, создатели нещадно растягивают хронометраж на абсолютно ненужных для картины моментах. За то время, пока Фредди делает предложение своей возлюбленной, вы успеете сходить покурить и еще попкорн на обратном пути купить. Но упаси вас боже моргнуть не в том месте, и вот группу уже подписали на лейбл, и она зарабатывают миллионы, нюхая кокаин на вечеринках у Фредди.

freddie-mercury-1

По идее, такой формат байопика должны были похоронить вместе с фильмом Оливера Стоуна «Дорз» еще в том же 1991-м. Но на фоне «Рапсодии» он покажется вам драматургическим прорывом, а фильмы какого-нибудь Тома Хупера — вершиной новаторства. По идее, когда-то на бумаге существовал настоящий фильм про Фредди Меркьюри и Queen — с карликами, кокаином и событиями, максимально приближенными к реальности. Но получили мы пластмассовый байопик с картонной драмой, сценами расставания под дождем (!) и отбитым сценарием (если это вообще можно назвать сценарием). Даже блестящая работа Рами Малека, который, похоже, старался больше всех, не спасет этот проект от номинаций на «Золотую малину». Так плохо дорогое кино не снимали с тех пор, как Томми Вайсо дорвался до камеры. И, надеюсь, больше не снимут.

Катерина Карслиди