Победитель Берлинале-2020: «Зла не существует»
Даша Постнова,

Зла не существует / Sheytan vojud nadarad
Режиссер: Мохаммад Расулоф
В главных ролях: Баран Расулоф, Эхсан Мирхоссейни, Каве Ахангар, Алиреза Зарепаласт, Махтаб Сервати, Дарья Мохбели

Ситуация: фильм заканчивается, опускается занавес (в прямом смысле, так как это Берлин с его вычурными залами), на какой-то момент становится абсолютно темно, и в голове мелькает одна мысль: я только что посмотрела фильм-победитель, и рядом с ним в конкурсе ничего не стояло. Иногда эта мысль совпадает с мнением жюри: как, например, в этом году с картиной «Зла не существует».

«Зла не существует» состоит из четырех глав, связанных общей темой — смертной казнью в Иране. Герои историй — иранские солдаты, по долгу службы вынужденные исполнять смертный приговор, а также их близкие. Тех, кто отказывается выполнять приказ, в лучшем случае ожидает тайная жизнь в изгнании без документов, в худшем — продление срока службы, трибунал, аналогичный приговор.

Первая глава завязывается неторопливо и размеренно, а когда успокоенные зрители успевают проникнуться симпатией к героям, из-под ног метафорически (и буквально) выдергивают табуретку. Тогда становятся понятны мастерски раскиданные подсказки, изначально не имевшие значения, но намекавшие на неутешительный сюжетный поворот. Остальные части развиваются по тому же принципу — с поправкой на то, что теперь просмотр протекает в напряженном ожидании следующего момента, который заставит сердце пропустить удар.

Каждая из историй может существовать как отдельный независимый фильм, и такое разделение позволяет исследовать широкий вопрос с нескольких независимых позиций. Единственным минусом фильма можно назвать тягу к избыточным объяснениям: убрав разжевывания и без того очевидных поворотов, можно было бы добиться еще более оглушительного эффекта.

Расулоф экспериментирует с жанрами, как на американских горках съезжая от романтики и драмы в триллер. Динамично подстраивается и саундтрек: нежные фортепианные мелодии сменяются напряженной перкуссией. Но главным мотивом здесь становится Bella Ciao: гимн итальянского Сопротивления крайне популярен в Иране. В глаза бросается и контраст между клаустрофобным помещением тюрьмы и богатством «свободных» пейзажей. Тем не менее, часто Расулоф добавляет искусственное освещение, даже когда натурального достаточно, будто бы намекая на вечное постороннее вмешательство в жизнь героев.

----------thereisnoevil
Cosmopol Film

О последствиях сопротивления власти Мохаммад Расулоф знает не понаслышке. Ему запрещен выезд из Ирана: после его возвращения с Каннского фестиваля в 2017 власти заявили, что он представляет угрозу национальной безопасности, отобрали паспорт и пожизненно запретили работать.

«Зла не существует» снят нелегально: чтобы не привлекать внимания, Расулоф в основном руководил съемками внутри помещений, а его помощники работали на улице. Фильм на фестивале представляла живущая в Германии дочь режиссера Баран, сыгравшая в одной из частей дочь солдата, отказавшегося подчиниться приказу и всю жизнь прожившего без документов в отшельничестве. Девушка призналась, что этот сюжет во многом отражает их отношения с отцом.

Кто-то ставит под сомнение «документальность» ленты, утверждая, что простых служащих в Иране до экзекуции никто не допускает, но это не имеет прямого отношения к главному мотиву картины — ответственности за свои поступки и последствия, которые влечет за собой любой сделанный выбор. Как и Малик в недавней «Тайной жизни», Расулоф задается вопросами: изменит ли что-то тихий протест отдельного маленького человека? Как стоять на своем, если в результате твоих решений страдают близкие? Зло ли это, если ты просто выполняешь приказы, потому что иначе никак?

Очевидно, что герои этих фильмов живут в рамках милитаристской диктатуры и действуют в экстремальных условиях, но дилеммы, с которыми им приходится сталкиваться, фундаментальны в любом режиме и в самых разных вопросах. Конечно, лента неслышно задает вопрос: «А что бы сделал ты?». И в очередной раз становится понятно, что вопросы, на которых нет единственного правильного ответа, самые страшные.