«Гонка века»: Я бы трубку курил

Кира Голубева,

Гонка века / The Mercy
Режиссер: Джеймс Марш
В главных ролях: Колин Ферт, Рэйчел Вайс, Дэвид Тьюлис, Марк Гейтисс, ТЭндрю Бакан
Дата премьеры в РФ: 22 марта 2018

1967 год. Яхтсмен-любитель Дональд Кроухерст (Колин Ферт), владелец переживающей не лучшие времена компании Electron Utilisation, отец троих детей и муж одной жены (Рэйчел Вайс), подает заявку на участие в кругосветной регате. Ее участникам нужно выйти в море до 31 октября 1968 года и совершить одиночное путешествие. Победитель получает приз в пять тысяч фунтов.

Дональд излучает грандиозную уверенность в собственных силах, которой заражает и своего инвестора, торговца автомобильными трейлерами Стэнли Беста (Кен Скотт). Также одна из газет заключает с ним контракт, по условиям которого яхтсмен обязуется вести дневник и высылать репортажи о своих приключениях. И вот 31 октября, надев на себя желтый плащ, Кроухерст ступает на борт. Правда, уже на второй день гонки Дон обнаруживает, что быть яхтсменом-одиночкой ему больше не хочется: дает о себе знать морская болезнь и минимальная подготовка к плаванию.

Судьба Кроухерста так и просилась на карандаш BBC, поэтому фильм об отчаянном моряке от британской телекомпании, кажется, был всего лишь вопросом времени. В итоге лента скорее напоминает суховатый документальный сериал, причем по ощущениям идет уже пятая серия, и притомились все, включая тех, кто на экране. Режиссер Джеймс Марш в свое время поднаторел в подобных духоподъемных сюжетах: на его счету «Вселенная Стивена Хокинга» и «Человек на проволоке». А также «Кровавый округ: 1980», что заставляет задуматься о том, что не только красиво декорированными историями жив человек. Однако «Гонка века» — это как раз то кино, которое принято снисходительно аттестовывать как «качественное», вежливо вынося за скобки тот факт, что это все, что можно о нем сказать.

colin-1

Стоит немного позанудствовать и отметить тот факт, что история Дона Кроухерста уже не раз вдохновляла разных людей на спектакли, романы, стихи, документальное кино и даже оперы. Снимать девятый фильм по этой истории имело смысл, наверное, только потому, что в этом мире существует Колин Ферт. Внутренние сомнения, страдания от вынужденной лжи, невозможности сказать правду — все это мы уже видели в «Одиноком мужчине» и «Король говорит». Ничего нового, но, что греха таить, смотреть на Ферта в таком амплуа можно сколько угодно раз. Порой даже кажется, что ему и партнеров-то не надо, чтобы донести до зрителя нужную мысль или эмоцию. К слову, никто доподлинно так и не знает, что же случилось c Доном в финале его плавания, поскольку остались только бортовые журналы и два дневника. Судя по одному из этих документов, британский мореплаватель сошел с ума от одиночества и проблем (Кроухерст изначально выходит в море на плохо подготовленном судне).

Mercy-4-1600x900

Судя по аскетичности картины, главная задача сценаристов и режиссера заключалась в том, чтобы показать драму главного героя. Не ждите от фильма живописных морских пейзажей, китов, диких бурь и вообще какого-либо экшена. Океан в фильме — лишь приложение к переживаниям героев. Даже сцены безумия Дональда сняты очень скупо. И это скорее идет картине во вред: пытаясь отсечь все лишнее, Марш, кажется, слишком увлекся, и от эпической истории остались одни кочерыжки. Надлом Кроухерста не будоражит и не трогает, потому что в фильме нет напряжения, нет настоящей энергии, а есть только последовательное спартанское изложение и без того известных событий. Тоже метод, конечно, но с таким же успехом Ферт мог бы эффектно встать на фоне океана и зачитать вслух статью из Википедии.