«Собибор»: Просто выжить

Ефим Гугнин,

Собибор
Режиссер: Константин Хабенский
В главных ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Сергей Годин, Роман Агеев, Гела Месхи, Михалина Ольшанска, Мария Кожевникова
Дата премьеры в РФ: 3 мая 2018

Лейтенанта Красной Армии Александра Печерского (Константин Хабенский) после неудачного побега из плена отправляют в лагерь смерти Собибор. Здесь он с несколькими единомышленниками собирается продумать новый план бегства, но большого энтузиазма их идея не вызывает — уж слишком страшны карательные меры коменданта Карла Френцеля (Кристофер Ламберт). Но вот в лагерь прибывает поезд, заполненный трупами. Оказывается, ближайший к Собибору концлагерь был ликвидирован из-за наступления советских войск. Печерский понимает, что времени на побег у них осталось совсем немного.

Хорошо, когда тема фильма близка режиссеру. А в случае с «Собибором» сомневаться не приходиться — Константин Хабенский действительно подошел к съемкам со всем возможным трепетом и, что называется, с душой. Вот только в освещении столь сложной темы, как Холокост, этой самой души оказалось недостаточно.

Не зря Полански в свое время напрочь отказался снимать «Список Шиндлера», да и сам Спилберг долго откладывал производство, предлагая режиссерское кресло то Скорсезе, то Билли Уайлдеру. Видимо, дело не только в эмоциональной связи с событиями и желании о них рассказать, — и того, и другого у Спилберга с Полански было предостаточно, — а еще и в некотором режиссерском хладнокровии, без которого подобные истории легко превращаются в нечто натужное и плоское. Что, к сожалению, и произошло с «Собибором».

В попытках показать все ужасы концлагерей у Хабенского напрочь отказало чувство меры. Здесь все однозначно, черным по белому, никаких полутонов и сомнений. Если мораль — то в лицо, любой героизм — в слоу-мо, а самые драматичные моменты — обязательно под аккомпанемент томных голосов из флэшбеков.

Сложно не сравнить «Собибор» с другой драмой про лагерь смерти от режиссера-дебютанта — «Сыном Саула» Ласло Немеша. Сравнение это, конечно, идет не в пользу детища Хабенского. Там, где Немеш оставлял сцены зверств и мучений на волю фантазии и этим делал их куда страшнее, Хабенский предпочел смаковать каждый эпизод пытки или убийства, порой превращая фильм в настоящее эксплуатационное кино. Если «Сын Саула» показывал глубину мировой трагедии через призму трагедии личной, то «Собибор» пытается ухватить все и сразу, показать все возможные истории в рамках двухчасового хронометража. Эта драматическая чрезмерность не только мешает Хабенскому сконцентрироваться на героях, но и местами делает ленту хоть и непреднамеренно, но все же преступно комичной.

За фильм на самом деле обидно. Обидно за огромный актерский потенциал, с которым Хабенский-режиссер не смог справиться. Талантливые артисты, и в том числе сам Константин, тут играют персонажей-функции с одной эмоцией на фильм, а некоторых еще и озвучили откровенно плохо — например, мимика героя Кристофера Ламберта почти никогда не совпадает с его голосом.

Обидно за саму историю восстания в Собиборе, великого подвига сотен людей, о котором мало кто знает. Слишком долго она была неудобна ни советским, ни польским, ни западным властям, и чудо, что о ней заговорили именно сейчас — во время, когда мораль «Терпеть нельзя, надо бороться» как никогда актуальна. Жаль, что эта история стала лишь очередным пафосным плакатом, а сложный портрет лейтенанта Александра Печерского — непризнанного героя с комплексом вины — так и остался грубым наброском.