«Снеговик»: Cold Cold Man

Ефим Гугнин,
Зачастую «Снеговик» почти доходит до состояния «так плохо, что уже хорошо». К сожалению, переступает эту черту картина Альфредсона лишь в кульминации, над нелепостью которой не смеяться очень сложно. Будь таких моментов побольше, лента вполне могла бы стать образцовым guilty pleasure, но создатели не дали зрителю шанса даже на такое извращенное удовольствие.

Снеговик / The Snowman
Режиссер: Томас Альфредсон
В главных ролях: Майкл Фассбендер, Ребекка Фергюсон, Шарлотта Генсбур, Вэл Килмер, Дж.К. Симмонс, Тоби Джонс
Дата премьеры в РФ: 23 ноября 2017

Молодой детектив Кэтрин (Ребекка Фергюсон) прибывает в отделение полиции Осло, где наконец встречается лично с местной легендой Харри Холле (Майкл Фассбендер), который на деле оказывается весьма скучным и сильно пьющим типом. В это время на улицах норвежской столицы назревает паника — в городе объявился маньяк со странной одержимостью снеговиками, вот уже несколько лет подряд убивающий замужних женщин. Кэтрин, давно питающая нездоровый интерес к этому делу, тут же берется за расследование, а Харри, как главный детектив всея Норвегии, решает ей помочь.

Как бы парадоксально это ни звучало, но главная проблема «Снеговика» состоит в том, что это напрочь холодный фильм. По-скандинавски отстраненный стиль, когда-то прославивший Томаса Альфредсона, попросту не подходит этой детективной истории, какой бы ледяной она не выглядела со стороны. Как ни крути, внутри «Снеговика» Ю Несбё бьется живое и горячее сердце, благодаря которому роман и работает. Содержимое же картины Альфредсона полностью отражает его форму — такое же безжизненное.

alt

Из-за этого ни о какой вовлеченности в действие речи и быть не может. Зритель тут, как и режиссер — лишь наблюдатель, причем наблюдатель, кажется, случайный. Оно и понятно, ведь смотреть здесь не на что: сценарий пал жертвой попыток запихнуть толстую книгу в двухчасовой хронометраж и представляет из себя набор четырех-пяти сюжетных линий, лихорадочно сменяющих друг друга. Вот идет основная история про поиски помешанного на снеговиках убийцы, вот уже герой Фассбендера пытается уладить запутанные семейные отношения (проще говоря, слоняется по Осло и напивается), вот Ребекка Фергюсон с головой окунается в подлые делишки местного миллиардера, а вот появляются внезапные флэшбеки с ужасно загримированным Вэлом Килмером, расследующим зверские деяния все того же маньяка несколькими годами ранее. В этом сумбуре не только сложно, но и совершенно неинтересно разбираться, потому что, несмотря на безумную скорость смены локаций, фильм умудряется быть невероятно вялым.

alt

Но не только сценаристы отнеслись к своей работе халатно. Если операторская работа и саундтрек не вызывают особых претензий, то вот с монтажом в картине явно что-то пошло не так. Не ясно, что такого должно было случиться с имеющими на двоих аж четыре статуэтки «Оскар» Тельмой Скунмейкер и Клэр Симпсон, чтобы они в итоге выдали подобное, но результат их работы удручает еще сильнее, чем забывший значение фразы «актерская игра» Майкл Фассбендер. В спокойных сценах кадры скачут, будто на экране как минимум драка с участием Джейсона Борна, а резкое приближение с пафосной музыкой в одной из ключевых сцен — это что-то на уровне драматичного хомяка.

Зачастую «Снеговик» почти доходит до состояния «так плохо, что уже хорошо». К сожалению, переступает эту черту картина Альфредсона лишь в кульминации, над нелепостью которой не смеяться очень сложно. Будь таких моментов побольше, и лента вполне могла бы стать образцовым guilty pleasure, но создатели не дали зрителю шанса даже на такое извращенное удовольствие.