«Мумия»: Mr. Sandman, Bring Me a Dream

Мария Ремига,

Мумия / The Mummy
Режиссер: Алекс Куртцман
В главных ролях: Том Круз, Рассел Кроу, Аннабелль Уоллис, София Бутелла, Джейк Джонсон, Кортни Б. Вэнс
Дата премьеры в РФ: 8 июня

Жадность, глупость и дружественный огонь американского военного контингента приводят бравого солдата Швейка Ника Мортона (Том Круз) в гробницу египетской принцессы Аманет (София Бутелла). Её, в свою очередь, 5000 лет назад привели туда жадность, глупость и ослоголовый бог Сет, властелин гнева и песчаных бурь. Дальше нас ждут мёртвые тамплиеры в катакомбах Лондона, лауреат премии «Оскар» Рассел Кроу с желтыми глазами, пустыни Намибии в роли любых других пустынь. Чары и месть, отвага и честь, дворцы и песок. Ну и жадность с глупостью, куда без них.

«Мумия» Алекса Курцмана позиционируется как первая глава Dark Universe, которая должна не только в который раз вернуть на экраны классических монстров Universal (Человек-невидимка — Джонни Депп, монстр Франкенштейна — Хавьер Бардем и тд.), но и стать очередной вселенной-конкурентом Marvel, а заодно — приятной халтуркой для рискующих выйти в тираж звезд класса А (хотят позвать ещё Терон и Джоли). Том Круз в некотором смысле добился-таки роли Тони Старка (которого должен был играть в 2008 году) и честно пытается выглядеть не слишком патологично. Еще здесь есть пара в меру впечатляющих сцен (самая запоминающаяся — в самолете — была в трейлере), трогательный, как нигде, задел на сиквелы (чисто вербальный) и собственный Ник Фьюри в исполнении Рассела Кроу; прыжки, шпагаты, взрывы, драки и диалоги в духе: « — Откуда мне знать древнеегипетский? — Ну, ты ведь был на Ближнем Востоке…».

Старомодность новой «Мумии» (отсылающая при этом даже не к 90-м, а к 30-м) действительно могла бы вдохновлять: это немного «Багдадский вор», немного screwball comedy (в конце концов, основной внутренний конфликт героя Круза здесь не между добром и злом, а между отрицательной брюнеткой и положительной блондинкой). Однако очаровательное легкомыслие, которым по идее должно было быть пронизано действие, на каждом шагу превращается в тяжеловесную глупость.

Аляповатая нелепость происходящего входит в противоречие с цветовой гаммой в духе «мы экранизируем Джона Мильтона и одновременно даем комментарий на тему эскалации конфликта в Ираке и Сирии». И беда не в том даже, что ничего, кроме смеха, «Мумия» вызвать не может, а в том, насколько это неловкий смех. То есть сразу было понятно, что если пресловутая Dark Universe и состоится, то только в формате «Эбботт и Костелло встречают Тварь из Черной Лагуны», но вот то, что Эбботт и Костелло здесь — одно пухлое лицо, и
что это лицо принадлежит Расселу Кроу — неожиданность.

Красивая девочка из «Кингсмана», зомби-крестоносцы и прочая пиротехника — это всё, наверное, может увлечь, но самое интересное, что здесь есть — это Том Круз. И даже не столько его уникальный способ существования в кадре (он всегда играет немного не в том фильме, который видим мы), сколько жизнедеятельность как таковая. Он хочет участвовать в Большом Кино, делать все-все трюки и быть при этом Лоуренсом Аравийским (повод для сравнения их медицинских карточек), но вместе с тем комфортнее всего ему тогда, когда не приходится изображать человеческое существо и можно честно побыть мумией. Учитывая то, что с него когда-то рисовали Аладдина — грустно всё это. Но и смешно, конечно же, тоже.

Вячеслав Килькеев