72-й Каннский кинофестиваль: «Маттиас и Максим»

Оля Смолина,

Mattias & Maxime / Маттиас и Максим
Режиссер: Ксавье Долан
В главных ролях: Ксавье Долан, Харрис Дикинсон, Энн Дорваль, Катрин Брунет, Пьер-Люк Франк
Дата премьеры в РФ: ноябрь 2019 года

Маттиас и Максим дружат с самого детства: первый — лощеный томный красавчик (Габриел Фрейтас), выходец из приличной семьи с большим заделом на будущее, второй (Ксавье Долан) — типичный аутсайдер с красным родимым пятном на лице и истеричной матерью-алкоголичкой (Энн Дорваль).

Когда студентка-кинематографист Эрика Риветт предлагает им сняться в своей новой короткометражке, Маттиас и Максим вынуждены согласиться. И все бы хорошо, если бы не один щекотливый момент — в сценарии между героями прописан совсем не дружеский и совершенно нецеломудренный поцелуй. Именно этот момент разделит жизни Маттиаса и Максима на до и после — искра, вспыхнувшая после единственного момента близости, поставят под вопрос дальнейшую судьбу друзей и их отношения друг с другом.

После англоязычного дебюта «Жизнь и смерть Джона Ф. Донована», который был буквально растоптан западной прессой на кинофестивале в Торонто, жизнь канадского вундеркинда Ксавье Долана тоже разделилась на до и после — и это, как ни странно, очень четко читается в его новом фильме.

Вернувшись на Каннский кинофестиваль, режиссер поставил на паузу свои творческие искания: «Маттиас и Максим» — квинтэссенция его ранних работ («Воображаемая любовь», «Я убил свою маму»), принесших Долану мировое признание и популярность. И все же, воспринимать его новый фильм как очевидный шаг назад после болезненной и тяжелой неудачи, было бы неправильно.

«Маттиас и Максим» — это не столько переосмысление раннего творчества, сколько любовная открытка собственному утонченному стилю, сделанная в приятных ностальгических фильтрах. Ласкающий уши саундтрек, автобиографичность, игры с крупными планами, разрушение четвертой стены — все это на месте. При этом, музыкальное сопровождение — всегда считавшееся одной из главных фишек режиссера — на этот раз частично минимализировано до мелодий фортепьяно, красиво обрамляющих настрой каждой отдельной сцены.

6Odv2qfFsms

Как ни странно, «Маттиас и Максим» лишен традиционной долановской надрывной грусти и тоски — не берите на сеанс носовые платки, слезовыжималка официально отменяется. Долан, возможно неожиданно для себя, снял очень уютное и атмосферное кино, укрывающее зрителя с головой как теплое пуховое одеяло в холодный осенний вечер.

«Маттиас и Максим» гораздо больше тяготеет к coming-of-age, истории о первой любви и страсти, чем к пресловутой гей-драме — что неудивительно, ведь источниками вдохновления, по признанию самого режиссера, для него послужила экранизация «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино с Арми Хаммером и Тимоти Шаламе, изображающих влюбленных на итальянском курорте.

jWTwHlD-FIo

И, несмотря на то, что в центре сюжета вроде как типичная для Долана тема гомосексуальных отношений, проблем с матерью и принятием себя, режиссер все-таки отказывается играть по привычным нотам, выбирая детали, на которых раньше никогда не акцентировал свое внимание. Кажется, Ксавье на один фильм перестал воспринимать любовь как исключительно душевные страдания, отдав должное химии, романтике и простому человеческому хэппи-энду.