Берлинале 2017: «Назови меня своим именем»

Мария Ремига,

Call Me by Your Name / Назови меня своим именем
Режиссер: Лука Гуаданьино
В главных ролях: Елена Буччи, Амира Касар, Тимоти Чаламет, Арми Хаммер, Майкл Стулбарг

Элио, замкнутый юноша, помешанный на музыке, приезжает со своей семьей (Амира Касар и Майкл Стулбарг в гриме Винсента Галло) проводить каникулы на лучезарной Ривьере. All inclusive: травка зеленеет, солнышко блестит, все купаются, едят персики, поют, ведут в меру умные разговоры. Элио участвует во всем скорее по касательной, потому что его больше интересует Бах. Но это ненадолго: в итальянский Эдем неожиданно приезжает друг семьи Оливер (Арми Хаммер) — писатель, как будто специально созданный для того, чтобы выводить людей из равновесия. Под напором его обаяния сдаются все без исключения, но особенно Элио — в гораздо большей степени, чем ему того бы хотелось. Более того, эта капитуляция чувств оказывается взаимной.

Чтобы снять историю невозможной любви на фоне итальянских пейзажей, не впадая ежеминутно в пошлость, нужно располагать дьявольским самообладанием. Лука Гуаданьино выкраивает свой фильм тончайшей иглой, показывая, насколько на самом деле не важны обстоятельства (возраст, пол, социальное положение): вместо Элио и Оливера здесь могли бы быть две девушки, девочка и мальчик, старушка и подросток, кролик и сурок, и в плане эмоционального восприятия не поменялось бы ровным счетом ничего.

Ориентируясь на раннего Бертолуччи и имея за плечами опыт продюсирования другой версии этого сюжета (фильм поставлен по одноименной книге Андре Асимана), Лука демонстрирует такую степень вовлеченности в материал, что трудно не поддаться и самому не погрузиться в картину с головой. Не зря на пресс-конференции каждый второй журналист благодарил режиссера за ленту, подчеркивая, как сильно она его тронула. В этом можно было бы усмотреть дежурные профессиональные жесты, но это на самом деле пронзительное кино, которое при этом не пытается вышибить из зрителя слезу, а рассказывает довольно простую историю: встретились два одиночества, полюбили друг друга, все было хорошо, а потом стало не очень.

Первый час картины выдержан идеально: безупречный визуальный ряд, медленное-медленное развитие (успеваешь не просто привыкнуть к героям, а начать думать, что ты всегда сидел в кинотеатре и смотрел на этих людей), интрига выстраивается на микроуровне, и хотя исход очевиден, все равно ерзаешь на стуле. Со второго часа хватка, с одной стороны, становится крепче, ибо идет неизбежное сближение, пресловутые эротические сцены, повышение градуса, но с другой — немного теряется эта замечательная хрупкость, картина угрожающе близко подходит к богато оркестрованному мелодраматизму. Начинаешь немного жалеть, что, кроме Бертолуччи, Лука явно вдохновлялся еще и французским кинематографом. Впрочем, кашу маслом не испортишь (в данном случае, правда, персиками, с которыми у героев тоже непростые отношения), и в финале все равно невидимая сила сдавливает грудь. Кончается лето, ускользает любовь, а вместе с ней — красота.

Мария Ремига