Мария Магдалина / Mary Magdalene
Режиссер: Гарт Дэвис
В главных ролях: Руни Мара, Хоакин Феникс, Ариана Лабед, Чиветель Эджиофор, Тахар Рахим
Дата премьеры в РФ: 5 апреля
Израиль, библейские времена. Юная Мария (Руни Мара) живет в Магдале со своей семьей, помогает по хозяйству, ходит в храм (когда положено) и пытается понять, в чем же ее предназначение. Родня, конечно же, намекает на то, что «часики тикают», и ее призвание, как и любой женщины, — выйти замуж и нарожать побольше детей. Марию такой расклад не особо устраивает, и она всячески сопротивляется навязываемому браку и судьбе, к которой ее готовит семья.
Любящий брат Марии Даниил (Дени Меноше) думает, что раз девушка не хочет выходить замуж и рожать детей, значит в ней точно сидят бесы (некоторые, кстати, до сих пор так считают). Поэтому Даниил приводит в дом некого чудотворного целителя (Хоакин Феникс), о деяниях которого молва разошлась по всему Израилю. Он приходит с 12-ю соратниками, бесов не находит, но зато эта встреча становится началом прекрасной дружбы.
Марию Магдалину какое-то время католическая церковь позиционировала как экс-блудницу, хотя в писании о ее неподобающем поведении ни слова не сказано (только про изгнание шести или семи бесов, по поводу которых тоже остаются вопросы). В патриархальном обществе и при весьма сомнительных интерпретациях Библии любимую ученицу Христа долго не хотели ставить вровень с другими апостолами. Но на дворе, слава Богу, 2018 год, и если женщину где-то притесняли, в цивилизованном обществе про это обязательно снимут фильм.
Идея перенести историю Магдалины на большой экран и разобраться на трезвую голову, как оно действительно в то время могло быть — отличная, да и время самое подходящее. Не говоря уже о кастинге: режиссеры сейчас руку готовы отдать, чтобы поработать с Руни Марой, а Хоакин Феникс был как будто рожден для роли Иисуса. На стадии зарождения проект казался беспроигрышным, но в этом гениальном плане по созданию идеального фильма был один фатальный изъян: режиссер Гарт Дэвис.
Гарт Дэвис дебютировал в 2016-м с манипулятивной и пафосной драмой «Лев», которая, разумеется, тут же собрала охапку номинаций на «Оскар» (хотя Вайнштейн, будучи продюсером, еще и не такую стыдобу на награды впихивал). Уже тогда почерк режиссера должен был насторожить, поскольку складывалось ощущение, будто он не сериалы до этого снимал, а работал куратором Музея Голливудских Клише. Вторая полнометражная работа «Мария Магдалина», к сожалению, подтвердила все опасения: режиссер способен утопить в патоке даже самую выигрышную историю.
Фильм состоит в основном из долгих многозначительных взглядов, подкрепленных высокопарными диалогами в духе «встань на табуретку и прочитай это стихотворение с выражением». Любой актерский потенциал с таким подходом гасится на раз-два, и даже невероятный Хоакин Феникс порой выглядит в кадре откровенно нелепо, хотя он, понятное дело, по инерции выкладывается на все 160%. Впрочем, картина все-таки именно о Марии, и в каждой сцене режиссер бросает все свои силы на то, чтобы показать, какая она замечательная, милосердная и порой даже более мудрая, чем апостолы. Спорить с этим утверждением не будем, Мария и правда классная, но Гарт не сильно озабочен остальными персонажами, и получается, что не Земля крутится вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. История при такой подаче выходит совершенно несвязной, и уловить суть становится сложнее, чем поймать муху китайскими палочками.
Немного спасает ситуацию оператор Грег Фрейзер, чья камера буквально скользит по льняным тканям одеяния Марии, с нежностью улавливает каждое дуновение ветра и каждую эмоцию на лицах героев. Красота величественных пейзажей захватывает, предварительно не погуглив, даже не скажешь, что съемки проходили в Италии. Приятно посмотреть и на Хоакина с Руни, которые мило переглядываются весь фильм, в то же время не переходя священную грань, чтобы не оставить намеков на романтическую связь Иисуса и Марии.
Возможно, Гарт посягает на лавры горе-творца Томми Вайсо, в сцене со служением женщинам практически цитируя знаменитую «Комнату» (историю Марка про избитую девушку), а, может, он всего лишь простодушный парень, который не знает, как по-другому изложить свои мысли и выдает их в стиле «вдохновляющих» цитат из романтических пабликов. Даже если история содержит в себе здравый феминистский посыл, а с экрана в зрительный зал льются благодатные речи о силе всепрощения и деструктивных свойствах ненависти, бесталанная постановка может все это перечеркнуть. «Мария Магдалина» этому отличный пример.