«Майор Гром: Чумной доктор» — Мы живем в обществе

Ефим Гугнин,

«Майор Гром: Чумной Доктор» накануне стал доступен для зарубежных подписчиков Netflix. Разбираемся, почему фильму удалось возглавить мировой топ-10 на стриминге.

Майор Гром: Чумной доктор
Режиссер: Олег Трофим
В главных ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков, Сергей Горошко, Дмитрий Чеботарев, Александр Сетейкин, Kyivstoner
Дата премьеры в РФ: 1 апреля 2021

Игорь Гром (Тихон Жизневский) — бойкий петербургский полицейский, который не признает авторитетов и работает всегда один. Каждое его задержание — одна большая катастрофа для начальника (Алексей Маклаков), но увольнять майора не спешат: он единственный обеспечивает отделу хорошую статистику по закрытым делам, хоть и делает это специфическим образом. Вскоре у Грома появляется новый противник, как раз под стать его амбициям. Какой-то сумасшедший называет себя Чумным Доктором, сеет хаос через соцсети и жестоко убивает богачей, которые из-за коррупции ранее уклонялись от правосудия. Помогает Игорю неловкий стажер Дима Дубин (Александр Сетейкин) и пронырливая журналистка Юлия (Любовь Аксенова).

Вот уж никто не думал, что именно «Майор Гром» способен посеять раздор в умах и сердцах ратующих за российское развлекательное кино. Картина Bubble Studios четко делится на два разных произведения в зависимости от выбранной оптики: если абстрагироваться от всего социального и смотреть фильм как оторванный от реальности блокбастер — именно так его просят воспринимать авторы, неловко открещиваясь от любых вопросов про политику — то это, без всяких сомнений, огромный прорыв. Для отечественного жанрового кино, что в последнее время потихоньку выбирается из культурного гетто. Еще больше — для российских комиксов, любопытной и полной талантов индустрии, до сих пор существующей вне мейнстрима: глядишь, недолго и до фильма по «Сурвило» Лаврентьевой или условному «Собакистану» Терлецкого.

«Майор Гром» эффектно снят и остроумно написан. При своем смешном для кинокомикса бюджете в $5 млн он выглядит лучше большинства экшенов с Netflix. С точки зрения пластики здесь не к чему придраться: авторы, конечно, подсматривают готовые решения у западных коллег, но делают это в кои-то веки нестыдно — в лучшие свои моменты фильм вовсе выглядит как выставка лучших достижений супергеройского хозяйства последних лет. Ловкий гайричиевский монтаж (оттуда же — забавный персонаж Kyivstoner'a, почти дословно копирующего роль Колина Фаррелла из «Джентльменов») едкая самоирония (а-ля то ли Джеймс Ганн, то ли Тайка Вайтити, то ли вообще «Дэдпул»), на фоне — красивый Петербург, который в нужные моменты превращается в нолановский Готэм.


РБК Стиль

У Олега Трофима, любителя осваивать непривычные для российского кино жанры (мюзикл «Лед» — это тоже он), получилось то, что не вышло у «Черной молнии» и тем более андреасяновских «Защитников». Его «Майор Гром» наконец помирил российское кино с жанром супергероики, смог найти компромисс между жанровыми законами и культурной спецификой родной страны. Точнее, почти смог, но мы к этому еще вернемся.

Как и герои Marvel с DC, Игорь Гром — доведенный до абсурда архетип. Причем взят он не из чуждого нам бульварного палпа и не из античных сказок, а из понятной каждому жителю СНГ (пост)советской мифологии. Он немного Дядя Степа, куда больше Глеб Жеглов, харизматичный блюститель порядка, лишь формальный коп, на самом деле находящийся вне полицейской системы. Гром не слушается приказов, питается исключительно шавермой (которая еще утром мяукала, как шутит сам герой), а его квартира напоминает жилище персонажа Лесли Нильсена из «Голого пистолета»: в холодильнике одно подгнившее яблоко, а двери в туалет нет — зачем, если гостей все равно не бывает.


Газета.Ру

В общем, идеальный герой. Универсальный, но в то же время самобытный (помогает харизма актера Тихона Жизневского), со своими слабостями, которые ему обязательно предстоит преодолеть — здесь за них отвечают подозрительность Грома и его патологическая неспособность к коммуникации. Да еще и антагонистом у него выступает человек с точно теми же целями — восстановить справедливость, наказать виновных — но с диаметрально противоположными кровавыми методами. С точки зрения жанра, опять же, не прикопаться.

Но потом вспоминаешь, что мы живем в России 2021 года, и что происходящее за окном сложно игнорировать — даже когда сидишь в уютном зале кинотеатра, где на экране красиво разносят Дворцовую площадь. И становится не по себе. От того, что современной России, пожалуй, не очень нужна героическая история о полицейском, который встает над законом — у нас таких и без всякой фикции хватает. Не слишком мы и нуждаемся в поучениях, дескать, свободный интернет обязательно приведет к хаосу и терроризму — а такой тезис тут высказывает сам Гром, персонаж стопроцентно положительный. Меньше всего нам нужны кадры, где бравые копы разгоняют жутких простестующих с улиц под воодушевляющую музыку: вот теперь-то, как бы говорит нам фильм, точно заживем хорошо.


Обозреватель новинок

И не ясно, какой вариант хуже: тот, в котором авторы из Bubble специально выбрали эту охранительную риторику (во что несложно поверить, учитывая, кто основал студию и чей он сын) или тот, где они просто оказались настолько бестактны и оторваны от действительности, что без всякой задней мысли сняли кино о злых демонстрантах и добрых копах. Думается, они все же отлично понимали, как будет читаться их кино — и именно поэтому все сцены с Чумным доктором тут воспринимаются какими-то надуманными, неискренними. Только что мы весело бегали по питерским улицам и шутили про плитку, которую каждый год заново кладут — и вот вдруг слушаем набор злодейских фраз из сборника «кинокомиксные клише за 300».


ТАСС

И поэтому же в некоторых местах авторы попытались неуклюже смягчить смыслы. Так, например, кроме Грома есть еще персонаж противного московского фээсбэшника, как бы показывающего, что не все люди в правоохранительных органах хорошие (спасибо, мы догадывались). А в конце фильма передают невозможную в наших реалиях новость: мол, власть увидела, сколько людей вышло на улицы и поняла, что надо реформировать судебную систему. Да и вообще это все не правда, это «как бы» Россия, несбыточная мечта, где домашнее насилие — не более, чем повод для шуток, казино до сих пор открыты, а в Питере большую часть времени светит яркое солнце. Последнее, кстати, и правда переводит «Майора Грома» в жанр научной фантастики.