Ма Ма Just Killed Medem

Diana Levchenko,

Сегодня в прокат выходит «Ма Ма» Хулио Медема — картина, как говорят, «на любителя», ибо на этот раз режиссер превзошел самого себя: концентрация драмы в фильме превышает границы дозволенного.

Главная героиня Магда (Пенелопа Круз) внезапно узнает о том, что больна раком, но милый врач по имени Хулиан обнадеживает пациентку — шансы выздороветь равны семидесяти процентам. С этой новостью в голове она вынуждена идти на футбольный матч своего сына, которого безработная женщина воспитывает в одиночку. На трибунах Магда знакомится с упавшим в обморок Артуро, у которого, в свою очередь, умерла дочь, и жена находится в коме. Оба страдальца довольно быстро находят общий язык и начинают помогать друг другу пережить горе.

В «Ма Ма» Хулио Медем по привычке обращается к женским персонажам, к их сложному внутреннему устройству, сентиментальности и сексуальности. Возможно, если бы режиссер немного держал себя в руках (или попросил бы кого-нибудь по ним ударить) и сконцентрировался на теме раковых заболеваний или любой одной теме вообще, картина получилась бы более гармоничной. Медем же пытается объять необъятное и в итоге не выносит на повестку ни одного стоящего вопроса. Немного об ЛГБТ, немного о безработице, о несбывшихся мечтах, о сексе, даже российских сирот не обошли стороной! Бедная девочка из Сибири, голубоглазая Наташа со светлыми волосами, которую собирался удочерить доктор Хулиан, не выступает полноценным персонажем, но появляется на экране довольно часто: то на безобразно обработанной в Photoshop фотографии на фоне снежных бугров, то в видениях Магды, чье помешательство на сиротке ничем не объяснить. Впрочем, ей также мерещатся отрезанные соски, но это еще можно как-то понять.

Весь фильм мы видим, как главная героиня страдает от эгоизма: Магду любят не так, как надо, Магда хочет новую грудь, Магда хочет оргию, Магда хочет ребенка. Все ее приключения выливаются в мелодраму почище любого мексиканского сериала. Можно было бы похвалить режиссера за то, что обратил внимание на проблемы женщин с раком груди, но и тут не все гладко: по-настоящему главной героине не приходится преодолевать какие-либо трудности — опекун для детей сваливается ей на голову, про то, что Магда безработная, и, скорее всего, у нее должны появиться трудности с оплатой лечения, забывают тоже довольно быстро. Это как с постером, на котором изображен Ницше, что висит у нее на стене в квартире: его несколько раз запечатлевают в кадре, но просто для того, чтобы смотрелось многозначительно и красиво. Почти для того же и упоминается «Происхождение мира» Курбе, но тут еще можно сделать скидку на то, что фильм Медема без женских гениталий — не фильм Медема.

Нужно очень сильно любить испанский кинематограф, чтобы получить удовольствие от просмотра «Ма Ма» — даже в самых вычурных драмах доктора не поют оперными голосами своим пациентам. Можно было бы воспринимать фильм как треш-аттракцион, но автор этого сделать не позволяет, подсовывая нарочито грустные лица с по-настоящему тяжелыми болезнями. В целом, картина выглядит скорее как набросок, которому нужно придумывать смыслы уже самостоятельно. Но стоит ли?

Дайана Левченко