«Меч короля Артура»: Сын анархии

Меч короля Артура / King Arthur: Legend of the Sword
Режиссер: Гай Ричи
В главных ролях: Чарли Ханнэм, Астрид Берже-Фрисби, Джуд Лоу, Джимон Хонсу, Эрик Бана, Эйдан Гиллен, Фредди Фокс
Дата премьеры в РФ: 11 мая 2017 года

Очень странные дела творятся в средневековой Англии: волшебников можно встретить на каждом углу, магические существа исполинских размеров ни для кого не новость, а меч короля разит всех недругов разом. И только самое обыденное предательство нарушает сложившийся строй: принц Вортигерн (Джуд Лоу), заручившись поддержкой темных сил, убивает своего брата Утера (Эрик Бана) и завладевает короной. На пути к трону он совершает лишь один просчет — Артуру, маленькому сыну погибшего короля, удается спастись. Но стоит ли опасаться мальчишки, который нашел себе приют в борделе?

На стадии промо новый фильм Гая Ричи, прямо скажем, не вызывал доверия: трейлеры обещали шаткое нагромождение жанров, к которому не знаешь, с какой стороны подступиться. Как исторический эпос, так и фэнтези — абсолютно новая для британского постановщика территория. Но доля любопытства (возможно, нездорового) по отношению к проекту все же была: хотелось посмотреть, как Ричи удержит эту сложную конструкцию на своих плечах.

Студийные машины, как правило, перемалывают творцов, превращая их детища в безликие дорогие поделки, но «Меч короля Артура» вышел по-настоящему авторским развлекательным фильмом. Тут есть и узнаваемый почерк Ричи, и эпичный размах экшена, и пафос исторической драмы. Не побоявшись оскорбить чувства знатоков британского эпоса, сценаристы решили оставить факты и мифы тем, у кого плохая фантазия. Сохраняя дух легенды, авторы переписали историю популярного фольклорного героя, сделав ее близкой и понятной современному зрителю. От пресловутого меча в камне, конечно, никуда не денешься, но это лишь одно из немногих пересечений фильма с известным мифом.

Будущий король Артур (которого играет идеальный в этом амплуа Чарли Ханнэм) предстает в образе простого парня, выросшего на улице и ставшего главарем небольшой, но авторитетной банды. Он руководствуется весьма низменными соображениями и на свалившееся на него «великое предназначение» чхать, в общем-то, хотел. Артура-дельца в начале повествования и Артура-короля в финале разделяет огромная пропасть, для преодоления которой герою надо в первую очередь принять свое прошлое и все сопутствующие ему страхи. Становление персонажа протекает на протяжении всего хронометража, что не оставляет шансов для появления сюжетных дыр и вопросов о мотивации героя.

«Меч короля Артура» действительно можно назвать легендой; во многом из-за причудливости сеттинга. Картина бравирует спецэффектами, будто позаимствованными из финальной части «Властелина колец»: немыслимых размеров боевые слоны, осажденные крепости, волшебники с пылающими глазами, нагоняющие страх морские чудища — все то, что в трейлере казалось сомнительным, шагает здесь величавой поступью, вызывая восторг у зрителя, изголодавшегося по добротному фэнтези. Такой впечатляющей картинки Ричи удалось добиться за счет использования натуральных декораций вместо вездесущего зеленого экрана. Для съемок фильма было построено девять огромных площадок, на которых воссоздали все основные локации, включая Камелот, Лондиниум и мистическую пещеру. Не хочется брюзжать о том, какая зеленая раньше была трава, но старый добрый подход с возведением масштабных декораций пока что оправдывает себя.

Ричи удается сохранять бодрый темп повествования на протяжении всей картины за счет своих навыков клипмейкера. Параллельный монтаж и стремительная смена кадров превращают самую сентиментальную часть истории Артура — период его нелегкого взросления — в увлекательный ролик «все, что вы хотели знать о главном герое». С одной стороны, это нехилая экономия времени, с другой — отличный способ избежать спекуляции на зрительских эмоциях, рассказывая предысторию персонажа. Не обошлось и без знаменитого юмора режиссера: разговоры отбросов Лондиниума в духе героев «Карты, деньги, два ствола» заставляют сердца фанатов биться чаще.

В финале сценаристы и вовсе разворачивают пафос шекспировских масштабов, предлагая размышление на тему жертвенности и способности взять на себя ответственность вместо ожидаемого перекладывания присказки «все, что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Выходит на удивление трогательно и, как и пристало легенде, солидно. Остается лишь позволить происходящему на экране окончательно тебя захватить и поверить в легенду о мальчике, который вырос в подворотне и однажды стал великим королем.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)