«Это всего лишь конец света»: Страна глухих

Diana Levchenko,

Ксавье Долан приехал в Канн с фильмом «Это всего лишь конец света», чье название, кажется, говорит об оценках, которые критики дали новой картине любимчика организаторов фестиваля. Складывается впечатление, что недовольные зрители не слышали раньше имени режиссера, ибо жаловаться на мелодраматизм и вычурность визуальных решений Ксавье равнозначно претензиям к тому, что вода мокрая.

Сюжет фильма базируется на пьесе Жана-Люка Лагарса, одного из самых известных и ярких французских авторов, а также открытого гея. В 1995 году Лагарс скончался от СПИДа, его полуавтобиографическая пьеса «Это всего лишь конец света», написанная пятью годами ранее, рассказывает историю молодого драматурга, умирающего от неизлечимой болезни и потому решившего навестить семью, с которой не виделся двенадцать лет.

Главный герой — успешный писатель Луи (Гаспар Ульель), в юности сбежавший от матери в гей-гетто, возвращается в семейное лоно для того, чтобы проститься. Но шанса для конструктивного диалога ни с матерью (Натали Бай), ни с сестрой (Леа Сейду), ни со старшим братом (Венсан Кассель) ему не представляется. Каждый из них обижен на Луи за то, что тот не уделяет им достаточного количества внимания, но в то же время семья сама отказывается не только понять его, но и просто выслушать. Пока эксцентричная мать Луи занята покраской ногтей, его сестра, бунтарка и любительница татуировок, беспрерывно ссорится с таким же буйным братом, обычным рабочим. Единственный человек, который понял, что с Луи что-то не так, — это жена его брата Катрин (Марион Котийяр), кроткая домохозяйка, едва способная связать пару слов.

Как сказал на пресс-конференции Гаспар Ульель, в фильме поддерживается удушающая и клаустрофобная атмосфера, помогающая сильнее прочувствовать каждого героя. Такого эффекта режиссер добился благодаря неприличному для одной картины количеству крупных планов: Долан подарил нам возможность наблюдать игру пяти лучших актеров Франции под микроскопом. Он ловит каждую эмоцию, малейшее движение мускулов, и даже когда герои не говорят в кадре ни слова, в одном только взгляде удается прочитать все то, о чем они хотят сказать. Довольно трудно выделить кого-то из всего каста: актеры все до единого открываются с новой стороны, но особенно хороша Марион Котийяр, доселе известная в основном по ролям утонченных и волевых женщин. Энергия Касселя и Сейду выходит за границы кинопленки и бессовестно бьет по вашим чувствам, Натали Бай удается привнести что-то новое в архетипичный для Долана персонаж, а король меланхолии Гаспар Ульель здесь выдает непредсказуемо много в привычной для него роли грустного красавца.

«Это всего лишь конец света» — фильм не только о трудностях взаимопонимания, но и о ностальгии как по радостным эпизодам, так и утраченным моментам жизни. Потому излюбленные клиповые нарезки Долана для флешбэков тут более, чем уместны. Более того, еще ни в одном его фильме они не смотрелись так гармонично и не были так красивы. Само собой, все это сопровождается громкой музыкой, тут Ксавье идет по пути, намеченном в «Мамочке»: использует известные хиты, успевшие стать вульгарными. Но на удивление, они также не вызывают в картине диссонанса и обмороков у эстетов.

Новая картина Ксавье Долана — изящное и глубокое кино, которое говорит на универсальном языке чувств. Режиссера обвиняли в том, что в его фильме ни разу не произносят слово «СПИД», и потому он неблагодарно эксплуатирует гей-тематику. Кажется, мы стали забывать, что не каждое кино должно бороться за чьи-то права и обязательно иметь социальный подтекст. Тем более, что если взглянуть на послужной список автора, можно удостовериться в том, что о проблемах ЛГБТ-сообщества он говорил не раз. Ксавье Долан назвал свой последний фильм лучшим в карьере, и мы вынуждены согласиться: «Это всего лишь конец света» — самая зрелая и искренняя его работа.

Дайана Левченко