Берлинале 2017: «Фантастическая женщина»

Дарья Житкова,

Фантастическая женщина / Una mujer fantástica
Режиссер: Себастьян Лелио
В главных ролях: Даниэла Вега, Франсиско Рейес, Луис Ньекко, Ампаро Ногера

Марина (Даниэла Вега) отмечает день рождения со своим возлюбленным Орландо (Франсиско Рейес). Они выглядят совершенно обычной парой и после бурного праздника отправляются домой, но ночью мужчине становится плохо. Марина везет его в больницу, но там Орландо умирает, и ей приходится связаться с его семьей, что разжигает конфликт не только потому, что она была любовницей женатого мужчины, но и по той причине, что Марина — не самая обычная женщина.

Чилийский режиссер Себастьян Лелио уже достаточно глубоко исследовал тайны женской души в своем предыдущем фильме «Глория», где 60-летняя бодрая дама ищет развлечений и любви. Для новой картины он заручился продюсерской поддержкой Пабло Ларраина и Марен Аде, чтобы создать драматичную историю любви транссексуала и постараться избежать пересечений с «И все же Лорансом» Ксавье Долана, «Новой подружкой» Франсуа Озона или добрым десятком фильмов Педро Альмодовара. Кино о трансгендерах для фестивального зрителя не в новинку, но то, что играет здесь самый что ни на есть настоящий транссексуал, может привлечь дополнительный интерес.

Марина в исполнении Даниэлы Веги действительно выглядит искреннее и достовернее, чем многочисленные переодетые голливудские актеры, игравшие трансгендеров. Ценно и то, что зритель не сразу узнает о половой принадлежности главной героини и может даже не задумываться об этом. Все раскрывается в тот момент, когда ей приходится показать документы полицейским, которые, взглянув в бумаги, неизбежно задают вопрос: «Это что, шутка?»

Примечательно и то, что режиссер снова демонстрирует душевные переживания своей героини через танец. Этот прием позволяет ощутить на себе, как женщина чувствует себя в данный момент, как она жаждет любви и как преодолевает сложные моменты своей жизни. Образ скорбящей леди не утрирован в духе «Джеки» Ларраина, а подан тактично и деликатно, вызывая ассоциации с блондинками Хичкока, которые сохраняли ледяное спокойствие, несмотря ни на что.
Сдержанность в поведении и пластическая выразительность там, где на тебя никто не смотрит — отличный способ показать эмоции.

Визионерский взгляд на визуальную составляющую фильма, а также исключительная операторская работа притягивают к экрану намертво и до самого конца. Каждый кадр буквально искрится благодаря энергетике главной героини, о чьей жизни мы в самом деле ничего не знаем, и единственное, что у нас есть — этот вырванный отрезок времени, который мы наблюдаем с позволения режиссера. Себастьян использует, казалось бы, банальные образы, например, показывая противостояние Марины миру через невероятно сильный ветер, который не сломит героиню, но даже такие моменты выглядят убедительно и мощно.

Прежде всего «Фантастическая женщина» — это кино о любви и внутренней силе. Это не сентиментальная притча о том, как тяжело живется людям, не вписывающимся в рамки одного пола, а история человека, абсолютно уверенного в том, кто он такой, какого отношения заслуживает, и не важно, что там написано в документах. Транссексуальная тема может задеть неподготовленного зрителя (хотя кто не смотрел Альмодовара), но если абстрагироваться и увидеть в Даниэле свободную и независимую личность, а в фильме — произведение искусства, то все встанет на свои места.

[Дарья Житкова

](http://cinemaholics.ru/author/daria/)