Ева / Eva
Режиссер: Бенуа Жако
В главных ролях: Гаспар Ульель, Изабелль Юппер, Джулия Рой, Марк Барбе, Ришар Берри
Дата премьеры в РФ: 8 марта 2018
Молодой соцработник Бертран (Гаспар Ульель) ухаживает за престарелым и некогда популярным драматургом, который как раз дописывает свою новую работу. Правда, закончив ее, драматург тут же умирает, не успев показать пьесу миру. Главный герой, недолго думая, присваивает авторство себе и вмиг обретает все: славу, деньги, красивую невесту и контракт с ведущим продюсером. Но есть одна загвоздка — по этому самому контракту Бертран обязан написать новую пьесу, что, по понятным причинам, у него не слишком получается.
Все меняется в один холодный и очень снежный день, когда герой случайно встречает элитную проститутку Еву (Изабелль Юппер) и тут же влюбляется. Женщина, конечно, взаимностью не отвечает и вообще всячески предостерегает Бертрана от попыток вызвать в ней какие-либо чувства. Но тот не слушает и все сильнее погружается в эти странные нездоровые отношения, пытаясь найти в них ответы и заодно вдохновение для пьесы.
Фильм Бенуа Жако рекламируют как «эротический триллер», и не совсем понятно, почему: эротического здесь столько же, сколько в постельных сценах с Томми Вайсо, а по части напряжения и саспенса ему дадут фору даже сериалы с НТВ (к тому же, они гораздо смешнее). «Еву» вполне можно использовать как наглядное пособие по тому, как не стоит делать подобные ленты — начиная с вылизанной глянцевой картинки, больше бы подошедшей рекламе туалетной воды, и заканчивая тяжеловесным повествованием. Режиссер топчется на месте, пытаясь создать иллюзию таинственности и недосказанности, хотя еще в первые десять минут становится ясно, к чему и как история придет.
Больше всего картина напоминает одну из тех низкопробных европейских мелодрам, что обычно находят себе место где-то в дневной программе третьесортного кабельного канала. Кажется, только благодаря наличию Ульеля и Юппер, а также громкому званию «экранизации романа Джеймса Хэдли Чейза» фильм вообще добрался до широкого международного проката и уж тем более крупных фестивалей. Вот только Ульель и Юппер тут нужны лишь ради красивых имен на постере — все их попытки углубиться в героев обречены на провал, спасибо сценарию. А от легендарного британского писателя осталась лишь общая сюжетная канва.
Перенести действие книги в наше время также явно было идеей не лучшей: если экранизация 1962 года (которую, кстати, тоже многие обвиняли во вторичности) могла хотя бы похвастаться своеобразным реверансом в сторону классических film-noir про роковых женщин и аморальных неудачников, то у Бенуа Жако даже визуально не за что зацепиться.
Иногда кажется, что «Ева» с ее невнятным монтажом и топорными диалогами вот-вот обернется полным фарсом, огромной постмодернистской шуткой Жако над самим собой и всеми людьми, которые в 21 веке пытаются кого-то удивить подобными историями. Но нет, здесь все очень серьезно. Даже когда героиня Джулии Рой, увидев писанину главного героя, где точь-в-точь воссозданы диалоги из самого фильма, заявляет «Слишком плоско», режиссер ни на секунду не дает повода усомниться в полной неспособности к самоиронии.