«Темные времена»: V значит победа

Ефим Гугнин,
Черчилль Олдмана получился чем-то гораздо большим, чем сам фильм, ему будто бы тесно в зажатых рамках сценария МакКартена. Иногда кажется, что в порыве очередной воодушевляющей речи он выпрыгнет из экрана и поведет весь зал за собой — и все равно, куда. Именно благодаря ему «Темные времена», несмотря на всю свою незатейливость, не выветриваются из памяти, и именно из-за него ленту можно и, что важнее, нужно смотреть.

Темные времена / Darkest Hour
Режиссер: Джо Райт
В главных ролях: Гари Олдман, Лили Джеймс, Бен Мендельсон, Стивен Диллэйн, Кристин Скотт Томас.
Дата премьеры в РФ: 18 января 2018

1940 год. Великобритания находится на пороге политического краха. Войско Гитлера вот-вот разобьет остатки английской армии, народ недоволен бездействием Парламента, а оппозиция, кажется, готова съесть правящую партию живьем. В этот нелегкий период Палате Общин приходится принять трудное, но единственно верное решение: они назначают премьер-министром страны Уинстона Черчилля (Гари Олдман) — весьма неудобного, но зато твердого и уверенного политика. Черчилль сразу берет быка за рога и заявляет, что намерен бороться с нацисткой угрозой до победы, несмотря на стремление ведущих членов партии вступить в переговоры с Гитлером и Муссолини.

После, мягко говоря, неудачной попытки выступить на поле семейного фэнтези с фильмом «Пэн: Путешествие в Нетландию», Джо Райт вернулся к жанру, в котором он чувствует себя как рыба в воде — исторической драме. Вот только история такой неоднозначной личности, как Уинстон Черчилль, оказалась для британского постановщика слишком тяжеловесной. Заручившись поддержкой сценариста «Вселенной Стивена Хокинга» Энтони МакКартена, он попытался подстроить сложное политическое закулисье Британии 40-х под удобную форму душещипательного байопика о пути к успеху, что, очевидно, было не лучшим решением.

Фильм старается быть бойким и энергичным, но его основная сюжетная линия развивается слишком неспешно и лениво, чтобы хоть как-то увлечь. Не помогает и то, что большинство диалогов здесь звучат не как разговор живых людей, а как попытка за ограниченное время объяснить зрителю, что к чему.

alt

Но если повествовательный талант Райта в этот раз дал сбой, то вот его чувство стиля никуда не делось. «Темные времена» — это очень красивый, практически безупречный с визуальной стороны фильм. Несмотря на то, что его действие почти не выбирается наружу, концентрируясь в узких катакомбах, тесных комнатах и, изредка, более просторных зданиях парламента и королевского дворца, картина совсем не ощущается камерной. Потрясающая работа с цветом, декорациями и костюмами, ровно как и совершенно невероятная операторская работа Брюно Дельбоннеля помогают фильму создать то самое ощущение масштабности и значимости, необходимое такой истории. Люди бегают туда-сюда с огромными папками документов, кричат друг на друга из-за толстых деревянных столов, и каким-то невообразимым образом начинаешь верить, что на экране действительно решаются миллионы человеческих судеб. Но, как и все в этом мире, внешняя красота фильма постепенно приедается, и в один момент приходит осознание того, что все эти кричащие и бегающие головы ничего не значат. Все, кроме одной.

alt

Нет, наверное, никакого смысла говорить, что Гари Олдман — актер, для которого, кажется, не существует понятия «мискаст» — абсолютно прекрасен в роли Уинстона Черчилля. Его бешеную энергетику не способны скрыть ни топорные диалоги, ни миллионы слоев грима. Черчиллю в его исполнении сложно не симпатизировать, но столь же сложно не проникнуться сочувствием к его политическим оппонентам. Когда один из второстепенных персонажей заявляет: «Этого человека боится сам Гитлер», ты точно знаешь, что так оно и есть.

Созданный Олдманом образ получился чем-то гораздо большим, чем сам фильм, ему будто бы тесно в зажатых рамках сценария МакКартена. Иногда кажется, что в порыве очередной воодушевляющей речи Уинстон Черчилль выпрыгнет из экрана и поведет весь зал за собой — и все равно, куда. Именно благодаря ему «Темные времена», несмотря на всю свою незатейливость, не выветриваются из памяти, и именно из-за него ленту можно и, что важнее, нужно смотреть.