Britfest-2018: «Правила бойни»

Ефим Гугнин,

Правила бойни / Slaughterhouse Rulez
Режиссер: Криспиан Миллс
В главных ролях: Саймон Пегг, Эйса Баттерфилд, Гермиона Корфилд, Майкл Шин, Финн Коул, Ник Фрост, Марго Робби
Дата премьеры в РФ: 4 ноября 2018

Парня из простой рабочей семьи по имени Дон (Финн Коул) отправляют в элитную школу с устрашающим названием «Бойня» (нет, не номер пять). Ему дают кровать рядом со странным парнем Уиллоби (Эйса Баттерфилд), который рассказывает новичку все, что нужно знать: про царящую деспотию старшекурсников, строгую кастовую систему и местное руководство в составе учителя-неудачника Мередит (Саймон Пегг) и эпатажного директора (Майкл Шин).

В то время как Дон пытается наладить отношения с девушкой «не из его лиги» Клемзи (Гермиона Корфилд) и избежать побоев от агрессивно настроенного старосты Клегга (Том Рис Харрис), в лесу около школы происходит нечто странное. Компания по добыче сланцевого газа с помощью огромной буровой установки проделывает дыру, из которой начинают лезть кровожадные монстры.

Ко своей второй работе режиссер и музыкант Криспиан Миллс (если вы слышали про группу Kula Shaker, то это вот он), кажется, так и не избавился от главной болезни начинающих постановщиков-комедиантов — «синдрома скетч-шоу». Его суть заключается в том, что фильм складывается из разрозненных сценок, явно написанных отдельно и лишь потом неряшливо сшитых вместе. Эти сценки могут быть смешными — в «Правилах бойни» они, как правило, смешные — но они такими были бы и без нудного и перегруженного сценария.

Конечно, налет скетч-шоу в полнометражном кино — необязательно что-то плохое. Все мы знаем о Монти Пайтонах и их фильмах, игнорирующих стандартную драматургию настолько, что Аристотель, кажется, давно должен был пробурить Землю насквозь в своем гробу (повезло нам, что греки трупы обычно сжигали). Не зря говорят: правила созданы, чтобы их нарушать. Вот только мало кто упоминает, что для этого желательно их знать.

09-slaughterhouse-rulez.w1200.h630

Будь история попроще, такой подход не помешал бы спокойно наслаждаться порцией гэгов разной степени забавности. Но, строя гиперболизированный, почти пародийный мир элитной британской школы (здесь есть забавный реверанс в сторону «Если» с МакДауэллом), фильм слишком сильно полагается на персонажей и драму.

С первым все, в принципе, понятно — странно не делать упор на героев, когда у тебя в актерском составе весь комедийный свет Британии (и один очень классный Эйса Баттерфилд). Со вторым же все очень грустно: в стандартный полуторачасовой хронометраж Миллс умудрился впихнуть и романтическую линию, и противостояние с деспотичным старшекурсником, и конфликт борцов за природу (в лице удивительно скучного Ника Фроста) с компанией по добыче газа, трагичную историю молодой гей-пары и утомительные попытки Саймона Пегга наладить по Скайпу отношения с Марго Робби (ха-ха, ну вы поняли, у нее там на фоне другой мужчина!).

Все, кроме последнего, могло бы сработать, не бросайся фильм из огня да в полымя. Миллс будто слишком буквально понял поговорку «поспешишь — людей насмешишь», у его фильма нет ни секунды на размышления — только вперед, ни шагу назад, отступать некуда. Апофеозом этой гонки становится сцена, где два главных героя ссорятся — лишь для того, чтобы две минуты походить под грустную музыку и сразу помириться. Катарсис, мужчины плачут, женщины аплодируют стоя.

Что иронично, в финальной части, где на школу таки нападает свора мерзких чудовищ прямиком из Ада, динамичности фильму как раз и не хватает. Режиссер явно пытается резко сменить тон и жанр — так, как это делает Эдгар Райт в каждом фильме трилогии «Корнетто». Но Миллсу не хватает смелости: его Anarchy in the U.K. заканчивается играющими на фоне The Clash с The Hives и дерганным монтажом в духе все того же Райта (впрочем, по актерам уже видно, кем и чем Миллс вдохновлялся). Этого все же недостаточно для того, чтобы превратить неловкую, пускай местами и смешную хоррор-комедию в задорный трэш.