Обзор критики: «Большая поэзия»

Мария Ремига,

Большая поэзия
Режиссер: Александр Лунгин
В главных ролях: Александр Кузнецов, Алексей Филимонов, Федор Лавров, Евгений Сытый
Дата премьеры в РФ: 28 ноября

Сравнения с «Таксистом» и упоминания Балабанова — отечественным критикам «Большая поэзия» кажется фильмом неоднозначным, далеко не безупречным, но определенно интересным. Жесткая драма Александра Лунгина рассказывает о жизни двух армейских друзей, живущих на окраине Москвы и работающих инкассаторами. Ребята проводить время интересно стараются: ходят в поэтический кружок и на петушиные бои. Однако их экстравагантные хобби меркнут перед по-настоящему смелой авантюрой — ограблением банка. «Большая поэзия» получила приз за режиссуру на «Кинотавре» и лучшую мужскую роль (Александр Кузнецов)

Фильм пытается ответить на вопрос — есть ли жизнь после войны? В отличие от большинства картин такой тематики, «Большая поэзия» обходится без милитари-романтизации и пытается честно поговорить о посттравматическом синдроме. Кроме того, Лунгин размышляет о кризисе маскулинности, ЧОПе как «теневой империи» и роли творчества в жизни каждого человека.

Оценка на Критиканстве: 68

Василий Степанов, Сеанс

«Большая поэзия» — кино не только культурное, требующее от зрителя какой-то сноровки, но и довольно внятное. Персонажи узнаваемы. Помните спич про официанток из «Бешеных псов»? Там любая женщина может надеть передник и выйти в зал. У нас, в России, любой мужчина, служивший в армии, может надеть черную форму и встать на вахту. «Большая поэзия» без надрыва говорит о посттравматическом расстройстве, в котором живет страна охранников. Умудряется найти слова, чтобы зафиксировать общую немоту и опустошенность. Ни ненависти, ни любви, ни похоти — одни петушиные бои на пустом месте. И осадочек от былых подвигов. Как жить, если впереди ничего уже нет? Как писать стихи, если нет языка? Что там советовал индеец Никто Уильяму Блейку? Пусть вместо нас говорят наши ружья.

Рецензия полностью.


Ефим Гугнин, Film.ru

«Большая поэзия», может, была бы куда внятнее, не пытайся она в свою простецкую фабулу втиснуть эту самую поэтику, не вплетай она в серые сцены внезапные яркие образы (рисунок-нимб над сидящим Кузнецовым), не пускай она в сюжет плохо играющего паренька, нужного лишь для того, чтобы выразить жизненную позицию Виктора и проследить за его эмоциональным разладом.

Рецензия полностью


Антон Долин, Meduza

«Большая поэзия» формально является дебютом Александра Лунгина. В ней есть и несовершенства, и легкое дыхание первого фильма, авторы которого в погоне за точными ощущениями и нефальшивой идеей иногда забывают о драматургической ровности и соблюдении баланса разнонаправленных элементов. Иногда «Большая поэзия» кажется поэмой, написанной нерегулярным размером, постоянно сбивающейся с ямба на какой-нибудь амфибрахий, а потом вдруг переходящей на верлибр, чтобы закончить лихой частушкой. Но за этой раздражающей неправильностью стоит цельная идея: хоть и дебютант, 48-летний Лунгин — опытный кинодраматург, человек со стажем. И, конечно, с большим культурным багажом.

Рецензия полностью


Алексей Филиппов, Искусство кино

Александр Лунгин в «Большой поэзии» с длиннотами и косноязычными слоганами в духе пацанских пабликов препарирует постсоветский героический миф, показывает замкнутый круг насилия — тоже в каком-то смысле рефрен. Начальник ЧОПа «Кречет» в исполнении Евгения Сытого — ветеран Афгана, который выжил благодаря тому, что сбежал с поля боя, и медаль «За отвагу» не дает об этом забыть. Для него ветеран Луганска Виктор — тоже, в общем, рифма, напоминание, что он вывалился из смертоносной машины, нарушил круг Сансары. Однако точка этого героического пути — всегда смерть (вряд ли от водки и от простуд). Хоть в маскулинном мире «Поэзии» «постирония» звучит как ругательство, женщины сведены до непознаваемых приспособлений для секса, а дети легко заряжаются идеей силы, у него однозначно нет будущего. Во всяком случае, в бронебойном изводе Виктора, который не знает страха и точно знает, что такое ад.

Рецензия полностью.