Берлинале-2018: «Девица»

Ефим Гугнин,

Девица / Damsel
Режиссёр: Нейтан Зеллнер, Дэвид Зеллнер
В главных ролях: Роберт Паттинсон, Миа Васиковска, Нейтан Зеллнер, Дэвид Зеллнер, Роберт Форстер

Очень странного вида парень по имени Сэмюэль (Роберт Паттинсон) приезжает в небольшой город на Диком Западе с гитарой через плечо и милой пони на поводке. Здесь он нанимает проповедника-алкоголика Генри (Нейтан Зеллнер) для проведения брачной церемонии. Но есть одна загвоздка — возлюбленную Сэмюэля, Пенелопу (Миа Васиковска), похитили, и прежде, чем молодожены смогут связать свои судьбы в браке, ее надо непременно найти и спасти.

«Девица» начинается как почти образцовый комедийный вестерн: смешной, абсурдный и с совершенно бешеной динамикой. Роберт Паттинсон изумительно дурачится, диалоги пышат уморительной неловкостью, а само действо будто так и норовит оставить последние зачатки разума и окончательно превратиться в этакий «Монти Пайтон» для бедных. Кажется, что при всей ее простоте и незатейливости, картину будет сложно за что-то серьезно ругать, настолько она подкупает своей искренностью.

Но, как говорится, ничто не вечно под луной. Где-то в середине фильма неожиданно наступает момент, после которого начинается сущий ад. Легкость и непосредственность, которые были ленте так к лицу, уходят, и им на место приходит нудная и невнятная история о силе духа и поиске места в жизни. Баланс летит в тартарары — «Девицу» бросает то в глубокую личную драму, то в чистый фарс, и этот бардак не прекращается до самого конца фильма. В относительном порядке остается только юмор: забавных моментов во второй половине картины хватает, но это все равно не спасает. Лента перестает быть задорной историей спасения damsel in distress и превращается в набор малосвязанных сцен, которые, кажется, должны куда-то привести, но куда и, главное, зачем — решительно непонятно.

Складывается ощущение, что братья Зеллнеры изначально придумали концепт, который показался им интересным, но так и не смогли решить, как растянуть его на полнометражную ленту. Весь второй и третий акт «Девицы» смотрится как долгая, затянутая и совершенно ненужная концовка вполне неплохой истории, рассказанной в первой половине фильма. Возможно, этой резкой сменой жанра и ориентиров режиссеры пытались добиться того эффекта, что не раз достигал Эдгар Райт в своей трилогии «Корнетто», но, в таком случае, они совершенно не поняли самой сути подобной перестановки. Если у все того же Райта фильмы в середине внезапно повышали ставки, из диалоговых комедий превращаясь в безумное, наполненное экшеном зрелище, то «Девица» же, напротив, обороты снижает, чем напрочь убивает и динамику, и всякое желание следить за развитием событий.