Берлинале-2018: Выбор редакции

25 февраля завершился 68-й Берлинский кинофестиваль. Со списком победителей можно ознакомиться здесь, а мы представляем вам «Выбор редакции» — фильмы, которые сильнее всего понравились нашим берлинским корреспондентам Даше Постновой и Ефиму Гугнину.


Не в себе / Unsane
Competition (out of competition), реж. Стивен Содерберг, в ролях: Клэр Фой, Джошуа Леонард

235848_RNQ4Eocdwo_unsane_claire_foy_1

Моя вера в человечество не умрет, пока Стивен Содерберг жив будет за две недели снимать триллеры на айфон и при этом уделывать весь конкурс. И смартфон как замена камере здесь использован не только из-за того, что Содерберг может: фильм о сталкинге, снятый на айфон — прекрасное сочетание формы и содержания. Unsane — официально первый фильм, который заставил меня завизжать в кинотеатре (при этом весь зал, полный прессы, как минимум вздрогнул).


Транзит / Transit
Competition, реж. Кристиан Петцольд, в ролях: Франц Роговски, Паула Бир, Годехард Гизе, Марьям Заре

63903-transit-von-christian-petzold-franz-rogowski--1-

Если не знать, что это адаптация культового романа Анны Зегерс, можно подумать, будто режиссер решил снять фильм по мотивам всех книг Ремарка одновременно (и нет, я не говорю, будто это что-то плохое). Петцольд немного проапгрейдил повествование, перенеся действие в современный Марсель и столкнув немецких эмигрантов Второй Мировой с африканскими беженцами нашего времени. Получилось мощное и трогательное высказывание — отдельное спасибо за «Road to Nowhere» Talking Heads на финальных титрах.


Между полок / In the Aisles
Competition, реж. Томас Стубер, в ролях: Франц Роговски, Сандра Хюллер, Петер Курт, Хеннинг Пекер, Рамона Либноу, Андреас Леупольд

201815252_1_IMG_FIX_700x700-2

И еще один фильм основной программы с замечательным Францем Роговски (который скоро начнет завоевывать мир, вот увидите). «Между полок» — это сказка, происходящая в совсем не сказочном месте — огромном супермаркете, но создателям ленты удивительным образом превратить этот условный «Ашан» в Хогвартс. «Между полок» напоминает, что все люди на самом деле важные и уникальные — синие воротнички, желтые, красные, вообще без воротничков.


Не прикасайся / Touch Me Not
Competition, реж. Адина Пинтилие, в ролях: Лора Бенсон, Томас Лемаркус, Дирк Ланге, Ирмена Чичикова

1_68Y_QpzGG4r52dfMe7k8Rg

Один из самых спорных фильмов Берлинале-2018, в итоге взявший одновременно и приз за лучший дебют, и главную награду фестиваля. Touch Me Not стирает границы между документальным и игровым кино: персонажи раздеваются, рассказывают и показывают свои истории, на фоне всего этого Бликса Баргельд под традиционный перестук жестянок периодически напевает «Mela-Mela-Melancholia». Извините, но употреблю фразу, которую вы уже не раз могли слышать про эту картину: это не совсем фильм, а ряд высказываний, выстроенный в определенном порядке и вкупе с кинематографическими решениями работающий безукоризненно. Что ж, безумству храбрых поем мы песню, месье Тыквер.


Профиль / Profile
Panorama, реж. Тимур Бекмамбетов, в ролях: Валин Кэйн, Шазад Латиф, Кристин Адамс, Амир Рахимзаде, Морган Уоткинс

profile_screenshot

«Профиль» — это несколько вольно пересказанная история французской журналистки, которая расследовала процесс вербовки террористок в ИГ (как вы помните, запрещенная в РФ террористическая организация), общаясь с джихадистом. Формат скринкаста (казалось, про него уже все забыли) опускает все ненужные детали, сужая мир героини до экрана ноутбука. Помимо всего прочего, в фильме про вербовку в ИГ используются «Where is My Mind», «Creep» и кавер на «Get Lucky», и это не выглядит пошло.


Остров собак / Isle of Dogs
Competition, реж. Уэс Андерсон, в ролях: Брайан Крэнстон, Кою Ранкин, Эдвард Нортон, Лив Шрайбер, Грета Гервиг, Билл Мюррей, Джефф Голдблюм, Боб Бэлабан, Скарлетт Йоханссон

DWGgiYuW0AEpBxt

Андерсон вновь создает свой небольшой мир с его личными правилами и типичными героями: приятными, но неуклюжими и чудаковатыми, такими underdog dogs, как очень точно определяет сам фильм. Этих персонажей сложно представить где-то вне вселенной режиссера, в любом другом месте они выглядели бы попросту нелепо и, наверное, даже поверхностно. Но здесь, среди неловкого юмора и диалогов, где каждая фраза выверенна столь же идеально, сколько знаменитые симметричные кадры Андерсона, они чувствуют себя на своем месте.


Лицо / Twarz
Competition, реж. Малгожата Шумовска, в ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Мальгожата Гороль, Роман Ганцарчик

MY6ktkqTURBXy9mY2ZhZjRiN2NlZWQyYmI1MjYwMWU0Yzg3YjY4ODk2My5qcGVnkpUDAADNFLzNC6mTBc0DIM0Bwg

«Лицо» не предлагает чего-то необычного, это вполне стандартная притча о том, что все мы привыкли судить других по обложке, даже если утверждаем обратное. Но, насколько прост местный сюжет, настолько же проработано все, что его окружает: колоритный мир польской деревни, талантливые диалоги, а за использование музыки очень хочется кому-то крепко пожать руку. Не говоря уже о том, что «Лицо» до ужаса смешное кино — ответ одной из героинь на вопрос «Где вы друг друга трогаете?» заставил журналистов сотрясать сиденья, наверное, минут пять без остановки. Дома трогаем, где ж еще.


День победы
Panorama, реж. Сергей Лозница

-cSVI8gYlN7jXSVpq5abUA

«День победы» очень аккуратно и ненавязчиво обнажает целый пласт пост-советской культуры и не самых приятных особенностей менталитета, на которые мы обращаем катастрофически мало внимания. Без единой постановочной сцены, подготовленного интервью или банального закадрового голоса Лозница показывает ужасающий диссонанс между тем, за что боролись солдаты в 40-х и тем, как их подвиг увековечен в сознании предков.


Дом волка / The Wolf House / La Casa Lobo
Forum, реж. Кристобаль Леон, Хоакин Косинья

DWvoNSnW0AIeSQH

Чилийский мультфильм (формально назовем его так) — один из самых сумасшедших и любопытных экспериментов фестиваля. Истории здесь накладываются друг на друга, но больше всего запоминаются не они, а неожиданное использование пространства: оно постоянно меняется, не позволяя зрителю оторваться от экрана.


Отдельные упоминания:

«Золотой медведь, который сел в машину и сгорел»: «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филиппа Гренинга.

Золотой медведь за открытия без открытий: «Наследницы» Марчело Мартинесси — очень простая нежная драма о том, как любовь переворачивает нашу жизнь с ног на голову (и это зачастую заканчивается хорошо) с невероятной Аной Брун (которая получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль, чему я очень рада). Непонятно, впрочем, почему лента получила приз как «Фильм, открывающий новые перспективы» — даже не могу придумать смешную метафору тому, насколько этот фильм далек от открытия новых перспектив.

«Золотой медведь» за самую пугающую свинью: «Свинья» Мани Хагиги. Это иранская лента, начинающаяся как бодрая черная комедия и перетекающая в сумбурное высказывание на все актуальные темы последнего года. Пугающая свинья там, кстати, занимается тем, что убивает режиссеров.

Золотой медведь лучшему алкоголику: Джек Блэк в «Не волнуйся, он далеко не уйдет и вообще в любом фильме.

Золотой медведь, который съел твой талант: «Книжный магазин» или любой другой фильм Изабель Койшет.

Серебряные медведи-меломаны (премия за наибольшее количество шазамов): вышеупомянутый «Между полок» Томаса Стубера и «Недвижимость» Акселя Петерсена и Манса Манссона.