Берлинале-2018: Дневник 22 февраля

В очередном выпуске фестивального дневника — ребенок в теле Гаэля Гарсии Берналя, мотивация от Идриса Эльбы, Эд Ширан, документалка о погибшем в Чечне российском солдате и болгарский фильм о жизни пожилой эскимосской пары.


Музей / Museo
Competition, реж. Алонсо Руси Палашиос, в ролях: Гаэль Гарсия Берналь, Саймон Рассел Бил, Ильса Салас, Альфредо Кастро, Лиза Оуэн

Ребенок в теле Гарсии Берналя (также известный, как Хуан) и его друг детства Уилсон решают выкрасть бесценные артефакты древних индейских племен из Национального Археологического Музея Мексики. Мастерски провернув дело, они отправляются в путешествие по всей стране с целью найти человека, кому можно продать награбленное. Правда, вскоре герои понимают, что бесценной их добыча оказалась в самом что ни на есть прямом смысле — никто в своем уме не готов покупать товар, за которым охотится сам Интерпол.

«Музей» — это остроумный сплав heist-movie с не самой типичной историей взросления. А все дело в том, что герой тут — не подросток с набором присущих переходному возрасту комплексов, а вполне сформировавшийся, но не находящий себя в мире больших дяденек с их скучными разговорами про политику человек. На дерзкое ограбление он идет вовсе не из жажды денег или славы, а просто потому что устал от серой повседневности. И вместе с тем, как стартует его путешествие с целью продать украденные артефакты, он также начинает путь к самоосознанию — путь, показанный режиссером Алонсо Руис Палашиосом не самым тонким образом, но все же довольно убедительно, с неплохим визуальным повествованием и отличными актерами.


Также 22 февраля прошла пресс-конференция полнометражного режиссерского дебюта Идриса Эльбы — фильма Yardie (мы посмотрели его в самом начале фестиваля, почитать наши впечатления можно здесь). Режиссер рассказал, что эта история простого ямайского парня, переехавшего в Англию, ему очень близка: он сам вырос на востоке Лондона и знает, каково это — быть темнокожим с окраины. Также Эльба отметил, что очень важную роль в фильме играет саундтрек: ямайская музыка популярна во всем мире, но мало кто знает ее истоки или осознает ее значение для страны, поэтому в Yardie он попытался пролить на это свет.

Одна из журналисток обратила внимание на то, что Эльба в основном участвует в картинах, сюжет которых вращается вокруг темнокожих героев, и спросила, не хотел ли бы он когда-нибудь снять фильм о белых людях (мы цитируем). Идрис развел руками и ответил, что рассказывает вообще-то не о цвете кожи, а о культуре. Ну и напоследок — мотивационная цитата, которую мы будем вспоминать каждый день: «Мы все умрем, поэтому надо срочно что-то делать».


Автор песен / Songwriter
Berlinale Special, реж. Мюррэй Каммингс

Наконец-то пришло время самого ожидаемого фильма Берлинале — документальной ленты «Автор песен» (Songwriter) об Эде Ширане. Снял его двоюродный брат певца Мюррэй Каммингс. Синопсис фильма обещает «портрет человека, живущего музыкой», на деле же мы получаем скупую хронику записи последнего альбома Ширана «÷». Условно ленту можно разделить на несколько частей, в начале каждой из которых ты думаешь: о, вот сейчас начнется что-то интересное, но на деле меняется только расцветка смешных фланелевых штанишек Эда. Режиссер фильма говорит, что хотел запечатлеть волшебный процесс появления песни — от задумки в голове автора до попадания на полки магазинов. На деле же мы получаем вывод о том, что создание хита — это тяжелый процесс, в котором задействовано много людей (спасибо, капитан Очевидность).

Главное, о чем мы узнаем из фильма — песни Shape of You могло бы и не быть в нашей жизни, если бы лейбл настойчиво не посоветовал певцу разбавить баллады на уже готовом альбоме каким-нибудь классным синглом. Также есть смешная шутка про член, но этого, как известно, недостаточно. Впрочем, вся эта критика не работает, если ты фанат — всегда радостно видеть на экране любимые лица.

На следующий день состоялась пресс-конференция с создателями ленты. Перед ее началом около стола участников выстроилась толпа журналистов, фотографировавших табличку с фамилией певца — все-таки не каждый день увидишь на Берлинском кинофестивале Эда Ширана. Эда в основном спрашивали об укладе его жизни и музыкальных планах, но были и вопросы и о кино: например, мы узнали, что любимыми фильмами певца являются «Славные парни» (1990), «Крутые виражи» и «Реальная любовь».


Ága / Ага
Competition (out of competition), реж. Милко Лазаров, в ролях: Михаил Апросимов, Феодосия Иванова, Галина Тихонова

Охотник на оленей Нанук и его жена Седна живут в юрте посреди ледяной пустыни. Седна тяжело больна, и перед смертью ей хочется только одного — увидеть дочь Агу, которая много лет назад покинула родительский дом ради работы на алмазной шахте. Нанук же готов говорить обо всем, что угодно, кроме собственного ребенка — он до сих пор не может ее простить.

201812831_1_IMG_FIX_700x700

«Ага» пропитана ностальгией, воспоминаниями о том, что раньше лед был толще, а оленей больше — что еще остается последним представителям малочисленного народа, как не горе о прошлом? Сюжет в фильме выполняет вспомогательную функцию, он буквально намечен пунктиром и ведет к одному-единственному выводу: важнее семьи по-прежнему ничего не придумали. Главное здесь — атмосфера и взгляд на культуру, которая далека от привычного городскому жителю уклада настолько, насколько вообще возможно.


Сын
Forum, реж. Александр Абатуров

Кроме «Дня Победы» Сергея Лозницы на фестивале показали еще один русскоязычный документальный фильм — «Сын» Александра Абатурова. Картина посвящена двоюродному брату режиссера Диме — солдату-контрактнику, погибшему при выполнении военной операции где-то в Чечне. Фильм чередует эпизоды того, как потерявшие ребенка родители организуют похороны и поминки своему сыну с кадрами подготовки отряда спецназа, готовящегося вылетать в горячую точку.

И хотя «Сын» хорошо снят, грамотно смонтирован и содержит, как минимум, одну очень мощную сцену, у фильма есть фатальная проблема, которую, что интересно, он сам озвучивает. В одной из сцен другой отец, потерявший ребенка, говорит родителю Димы примерно следующую фразу: «Когда где-то что-то происходит, это как-то не ощущается. Но когда тебя лично касается — все. Как дальше жить, непонятно». И, к сожалению, «Сын» — это то самое «где-то что-то». История Димы, хоть и рассказана Абатуровым с трепетом, так и остается его личной трагедией, которой зритель может сопереживать, но едва ли способен полностью проникнуться.


Наши корреспонденты из Берлина Даша Постнова и Ефим Гугнин каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.