Берлинале-2018: Дневник 18 февраля

Воскресенье в Берлине выдалось относительно спокойным: мы посмотрели три фильма из конкурсной программы и замечательный байопик про Астрид Линдгрен.


Транзит / Transit
Competition, реж. Кристиан Петцольд, в ролях: Франк Роговский, Паула Бир, Годехард Гизе, Марьям Заре

Утром наконец-то попали на фильм «Транзит» любимца местной публики Кристиана Петцольда. Немецкий эмигрант Георг в последний момент сбегает из кишащего облавами Парижа в Марсель. У него есть миссия — передать письмо и мексиканскую визу преследуемому писателю Вайдеру, но тот, как оказывается, не выдержал расставания с женой и покончил жизнь самоубийством. Георг, недолго думая, да и не имея особо выбора, присваивает себе личность умершего писателя и готовится к отплытию в безопасное место. Но несколько встреч, одна из которых — с загадочной женой Вайдера Мари, заставляют его засомневаться в решении.

a60836fe709e029bddb4bf6e29047e37-transit2

Если не знать, что это адаптация культового романа Анны Зегерс, можно подумать, будто режиссер решил снять фильм по мотивам всех книг Ремарка одновременно (и нет, мы не говорим, что это что-то плохое). Петцольд немного проапгрейдил повествование, перенеся действие в современный Марсель и столкнув немецких эмигрантов Второй Мировой с африканскими беженцами нашего времени. Получилось одновременно мощное и трогательное высказывание — отдельное спасибо за Road to Nowhere Talking Heads на финальных титрах.


Дочь моя / Daughter of Mine / Figli Mia
Competition, реж. Лаура Биспури, в ролях: Валерия Голино, Альба Рорвахер, Сара Касу, Удо Кир

Девятилетняя девочка по имени Виттория живет с любящей, но чрезмерно опекающей ее матерью и довольно холодным отцом. Однажды на местном родео она встречает Анджелику — распутную и не очень чистоплотную девушку, которая находится в отчаянном поиске заработка, ведь из-за накопившихся долгов ей скоро придется покинуть дом и уехать из города. Виттория еще не знает, что Анджелика — ее настоящая мать, но привязывается к столь отличающемуся от своего обычного окружения человеку. Приемная мама Виттории, конечно, такой дружбе не рада, и пытается всячески отградить любимую дочь от тлетворного влияния биологической матери.

figlia-mia

У «Дочери моей» есть все задатки неплохой, хотя и немного вторичной, драмы о трудностях взросления и проблемах семьи. Но режиссер пытается взять на себя слишком много, смешивая в единую кучу тему настоящей семьи, гиперопеки, личной свободы, привязанности к дому и многие другие, из-за чего фильм становится громоздким, неповоротливым и, проще говоря, скучным. Кроме того, у ленты напрочь отсутствует чувство меры: часто сцены идут гораздо дольше, чем им следовало бы, а диалоги, вроде бы пытаясь быть реалистичными, блещут фразами по типу «Моя жизнь — словно земля в дождливый день» (и это при том, что герои — обычная итальянская деревенщина). Похвалить хочется разве что операторскую работу с ее длинными кадрами, снятыми из-за плеча героев и навевающими мысли о «Сыне Саула», но даже этот элемент режиссер использует не то чтобы очень умело.


Недвижимость / The Real Estate / Toppen av ingenting
Competition, реж. Манс Манссон, Аксель Петерсен, в ролях: Леоноре Экстранд, Кристер Левин,Олоф Родин, Карл Йохан Мернер

68-летняя Нойет, привыкшая жить в роскоши, наследует от своего отца шикарный дом в центре Стокгольма. По возвращении с юга на родину женщина обнаруживает, что в делах семьи царит хаос: ее сводный брат и племянник были не самыми лучшими опекунами, и теперь жилье Нойет заполнено незаконными жильцами. Семейный адвокат Лекс для решения проблемы предлагает женщины обратиться к агенту по недвижимости.

toppen-av-ingenting-the-real-estate

The Real Estate — это фильм, который изо всех сил старается казаться дерзким и необычным, но все его напускное сумасшествие насквозь фальшиво. Конечно, в редких случаях лента достигает той точки нелепости и абсурда, где происходящее начинает приносить что-то вроде удовольствия, но, к несчастью, происходит это максимум пару раз за фильм. В основном же жонглирование жанрами тут не работает от слова «совсем», юмор удручает, а драматическая составляющая как будто добавлена просто потому что так надо.


Быть Астрид Линдгрен / Becoming Astrid / Unga Astrid
Berlinale Special, реж. Пернилла Фишер Кристенсен, в ролях: Альба Аугуст, Магнус Креппер, Мария Боневи, Трине Дюрхольм

Сразу после The Real Estate посмотрели еще один шведский фильм — в этот раз гораздо более простой и банальный (что в контексте данного сравнения скорее хорошо, чем плохо). В начале картины Астрид Линдгрен, будучи уже в преклонном возрасте, открывает многочисленные письма от детей-поклонников, поздравляющих легендарную писательницу с днем рождения и рассказывающих, как ее творчество повлияло на их жизнь. Читая одно поздравление за другим, Линдгрен начинает вспоминать свою юность — первую работу в качестве репортера, нежданную беременность и вытекающие из этого сложные отношения с глубоко религиозной семьей.

Young-Astrid-credit-Erik-Molberg-Hansen

«Быть Астрид Линдгрен» — это обычный прямолинейный байопик, подобных которому мы видели не один десяток раз. Но при всей незатейливости картина грамотно построена, и все элементы в ней работают как надо. И пускай фильму далеко до идеального — он затянутый и порой уж слишком очевидно давит на эмоции зрителя — но, по крайней мере, «Быть Астрид Линдгрен» четко на своем месте и не пытается казаться чем-то большим. Это необязательное, но очень честное кино, которое на фоне многого из того, что предлагает нам Берлинале в основной программе, чувствуется как глоток свежего воздуха.


Наши корреспонденты из Берлина Даша Постнова и Ефим Гугнин каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.