«Ван Гог. На пороге вечности»: Старик, опустивший голову на руки

Мария Кордюкова,

Ван Гог. На пороге вечности / At Eternity's Gate
Режиссер: Джулиан Шнабель
В главных ролях: Уиллем Дефо, Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матье Амальрик
Дата премьеры в РФ: 7 февраля

Фигура Винсента Ван Гога до сих пор служит примером для всех аутсайдеров и измученных душ. Художник, который настолько ошеломлял своим видением мира, что казался совершенно сумасшедшим, едва мог находить контакт с другими людьми, рискуя быть непонятым. В деревне, куда Винсент сбежал из серого Парижа, его боялись и ему приходилось жить на деньги, которые ему давал финансово успешный младший брат. Винсент много пил, часто бывал в психиатрических заведениях, но вместе с тем постоянно и самозабвенно рисовал, как будто это был единственный способ удержать своих демонов.

«Ван Гог в моем фильме является отражением моего видения его картин» — как-то заявил режиссер. Решив полностью отойти от привычного понимания байопика и каких-либо исторических фактов, Шнабель снял фильм, где попытался дать зрителям почувствовать (буквально!) запах масляной краски, волнение перед первым штрихом, а также шум ветра, запах травы и тепло заката — в общем, все то, что Винсент ощущал каждый день. Большую часть времени режиссер посвятил неторопливым будням Ван Гога, когда он подолгу бродил по полям и выбирал место для рисования, наслаждаясь красотой мира.

Вместе с оператором Бенуа Беломмом («Вселенная Стивена Хокинга»), который
снимал Уиллема Дефо под разными (бывало, странными) углами, режиссер добился полной погруженности в процесс создания шедевров: свет и тень буквально играли спектакли на лице актера. При этом Беломм постоянно испытывает зрителя на прочность. Неспокойная камера метается из стороны в сторону, практически касаясь актеров и создавая ощущение, что ты находишься рядом с героями и являешься полноценным участником действий.

at-eternitys-gate-willem-dafoe

В фильме три ключевых персонажа: главный человек в жизни Винсента, его брат Тео (Руперт Френд), которому, впрочем, уделено не так много экранного времени: ровно столько, чтобы показать нежные братские отношения. Второй герой — Поль Гоген (Оскар Айзек), друг Ван Гога, благодаря которому, мы видим, как раскрывается личность Винсента, как он прислушивается к мнению человека, чьи интересны схожи с его. Рядом с Гогеном Винсент уже не чувствует себя таким одиноким и с удовольствием посещает различные заведения, находясь в непривычных и чуждых ему компаниях незнакомых людей. Так же как и Ван Гог, Гоген умер в нищете и его работы оценили только после его смерти.

Еще один персонаж — священник (Мадс Миккельсен) в психиатрической больнице. Именно в диалоге с ним мы узнаем о личной философии Ван Гога: он уверен, что Бог сделал его художником для людей, которые еще не родились. Никто не знает, был ли этот разговор на самом деле, понимал ли Винсент, что великое искусство зачастую начинают ценить уже потомки. Но Шнабель точно видит художника некой аномалией в его собственном времени, изгоем для всех, потому что он смотрит на мир совсем по-другому. Здесь стоит упомянуть о главной заслуге режиссера — выборе Уиллема Дефо на главную роль.
62-летний актер прекрасно вписался в роль 35-летнего художника. Глаза Уиллема-Винсента — и есть та самая вечность, в которую погружает нас режиссер на протяжении всей картины.

-----------

В этом фильме намного больше от самого Ван Гога, чем в каком-либо другом фильме про художника. При этом режиссер ничего не показал в лоб: ни личность официантки, которая как-то заговорила с Винсентом в кабаке (да это же там самая, кому он потом отправит свое отрезанное ухо!), ни долгие (и легендарные) переписки с братом Тео — все это режиссеру не нужно, ведь конкретные детали не так важны. Шнабель, кажется, создал этот фильм не столько в память о знаменитом импрессионисте, сколько как посвящение всем творцам мира: безумным, непризнанным, но великим.