Amfest-2018: «Черный клановец»

Maria Kordyukova,

Черный клановец / BlacKkKlansman
Режиссер: Спайк Ли
В главных ролях: Алек Болдуин, Джон Дэвид Вашингтон, Исайя Уитлок мл., Брайан Тарантина, Адам Драйвер, Майкл Бушеми
Дата премьеры в РФ: 4 октября

На дворе 70-е. Темнокожий коп Рон (Джон Дэвид Вашингтон) ради фана звонит по объявлению о наборе новых членов в Ку-клукс-клан и случайно втирается в доверие основателя клуба. Глава безжалостного сообщества радостно зовет Рональда вступить в ряды борцов с неугодными, однако по понятным причинам тот не может просто взять и заявиться на порог вражеского дома. После долгих размышлений и споров принято решение отправить вместо него коллегу Флипа (Адам Драйвер). Фамилия Флипа — Циммерман, он еврей, который, впрочем, редко рефлексирует на эту тему и, к тому же, не в курсе, что евреев Ку-клукс-клан ненавидит тоже.

Если Спайк Ли хочет что-то сказать, то он делает это громко. Режиссер никогда не стеснялся выражать свою гражданскую позицию, и поэтому неудивительно, что мемуары Рона Сталлворта — полицейского, попытавшегося взорвать гнилую расистскую систему изнутри, — он превратил в пламенный манифест. Ныряя в прошлое, Спайк наглядно показывает, что тема расизма остается актуальной и сейчас — параллели с Трампом тут неизбежны. И еще более наглядно он показывает абсурд расизма как такового.

К слову, сам Сталлворт не хотел доверять экранизацию абы кому, поэтому ленту спродюсировали Джордан Пил и Джейсон Блум, ответственные за оскароносный триллер «Прочь», который тематически «Клановцу» очень близок. Однако Спайк действует за ширмой комедии, и это идеальное решение: ирония заземляет пафос сюжета, и персонажи не превращаются в картонные фигурки на поле боя.

big_0808_blackkklansman41000x667e1533953081632

Конечно, здесь нужно отдать должное актерам: Джон Дэвид Вашингтон блистает на первом плане, а то, что тут творит Адам Драйвер, впору вносить в учебники по актерскому мастерству. Защитники гражданских прав темнокожих Кори Хоукинс (Квейм Тур) и Гарри Белафонте (Джером Тернер) выглядят настолько убедительно, что порой кажется, что мы наблюдаем реальные кадры того времени. Вишенка на торте — Алек Болдуин, неуловимо похожий на Трампа (этим сходством Спайк, разумеется, с удовольствием пользуется).

«Черный клановец», безусловно, не новаторский фильм, однако он держит руку на пульсе времени и говорит со зрителем прямо, не срываясь при этом на крик. Прикрываясь шутками (искрометными), гэгами (удачными) и обаянием ушедшей эпохи (о, эти костюмы, эта музыка), картина исследует понятия «белой власти» и «черной силы», сопоставляя историю конца 70-х с нашей нынешней реальностью. Выводы, как водится, неутешительны. В финале Спайк начинает энергично подклеивать документальную хронику наших дней, и этот ход не кажется плакатным: пропаганда ненависти до сих пор работает на ура. И с этим нужно что-то делать.